Трамплин для злака

Черновой вариант генома пшеницы получен в результате многолетних усилий, ученым открылась история окультуривания важнейшего для человечества злака. Новость распространили GenomeWeb; Nature News.
Участники Международного консорциума по секвенированию генома пшеницы (Wheat Genome Sequencing Consortium) представили черновой вариант последовательности ДНК мягкой пшеницы (Triticum aestivum) в журнале Science (July 17, 2014). Как сообщает GenomeWeb, черновик содержит обзор последовательностей всех хромосом пшеницы числом 21, на которых примерно установлено место половины известных пшеничных генов. Это, по словам директора консорциума Келли Эверсол (Kellye Eversole), “трамплин для создания референсного (эталонного) генома пшеницы”. В номере журнала с черновым геномом пшеницы опубликованы также статьи, демонстрирующие попытки применить полученную последовательность и другие молекулярно-генетические данные для описания эволюционной истории нынешней злаковой культуры. В частности, у генетиков появились основания предполагать, что мягкая пшеница — результат древней гибридизации между видом, родственным диплоидной дикой пшенице Triticum urartu, с образованием T.turgidum, который затем в природе гибридизовался также с диплоидной дикой травой плантариум (Aegilops tauschii). Диплоидные растения имеют по два набора хромосом и способны скрещиваться между собой в естественных условиях. 21 хромосома мягкой пшеницы — это, по мнению ученых, три субгенома, каждый из которых состоит из семи хромосом.
Публикуемая сейчас геномная последовательность пшеницы состоит из 17 миллиардов пар оснований, кроме того, исследователи располагают последовательностями РНК, то есть информацией об активных генах различных тканей растения или стадий его развития. Это позволяет оценить важные для понимания геномов детали: распределение повторов, генный состав и характер микро-РНК, участвующих в регуляции работы генов, у всех трех пшеничных субгеномов, которые обозначаются буквами А, B и D. Ни один из них в настоящее время не представляется доминирующим. Как отмечает Nature News, на сегодняшний день проект по составлению референсного генома пшеницы обошелся в 50 миллионов евро, на завершение работы потребуется еще 12 миллионов. Но даже итоговая стоимость работ значительно меньше, чем средства, затраченные на получение первого растительного генома — последовательности модельного сорняка Arabidopsis thaliana, которая была опубликована в 2000 году.
Значимость генома пшеницы сомнения не вызывает. Помимо прочего,  анализ генетической последовательности этой едва ли не самой важной продовольственной культуры необходим для усовершенствования имеющихся сортов генами диких видов, которые способны придать устойчивость к болезням и стрессовым условиям.