Оркестр на столе. Датские ученые предлагают жить играючи.

Как отвлечь ребенка от компьютерных “стрелялок”, заставить двигаться, выйти во двор? В голову бы не пришло, но победить компьютерную зависимость можно при помощи цифровых технологий. Клин клином, как говорится. Рассказали об этом датчане. В самом деле, кому, как не жителям игрушечного Датского королевства, воспитанным на Андерсоне и “Лего”, знать все о тонкой душевной организации Человека играющего?
Итак, средство первое — “классики”. Не самая актуальная, казалось бы, игра. Что в ней может быть нового? Однако разработчики из Центра игровых площадок (Center for Playware) Датского технического университета вдохнули в историческую забаву на свежем воздухе совершенно новую жизнь! “Классики” — это цветные пластмассовые квадраты, которые, как “Лего”, крепятся друг к другу в различных комбинациях. Может получиться дорожка, прямоугольник или разноцветная “загогулина”. Правила просты, число играющих не ограничено, возрастной ценз отсутствует. Весь секрет в том, что квадраты оживают (светятся) хаотически, в соответствии с программой, записанной на крошечном цифровом чипе. Наступил на светящийся блок — он погас, загорелся следующий. Темп может увеличиваться, может падать. В жизни бы не поверила, если бы не убедилась лично: скакать по квадратам не надоедает, особенно если скачут несколько человек — дух соревнования (кто первый среагирует и “загасит” светящийся пластик?) удерживает в игре до полной потери сил.
Впрочем, не забавы единственной ради разработали этот аттракцион ученые из Center for Playware. Электронные “классики” востребованы в первую очередь теми, для кого не только беззаботное порхание по расчерченной на квадраты плоскости, но и любое самостоятельное передвижение представляется адским трудом.
В аудитории университетского кампуса нам, журналистам и другим участникам Форума евронауки ESOF-2014, рассказывают о вещах, далеко не праздных. Директор центра доктор Хенрик Лунд объясняет, что первые дорожки разрабатывались для пациентов реабилитационных центров — инвалидов, людей, перенесших тяжелые операции или выздоравливающих после различных травм. Короткий видеофрагмент показывает, как миловидная женщина Полина, держась за поручни, с опаской делает первый шаг. Индикатор цвета показывает, достаточно ли сильно она нажимает ногой на квадрат. Полина радуется, когда дорожка озаряется ярким светом, и пробует закрепить успех. Вроде бы ерунда, но эта игра увлекает взрослого человека, движение доставляет радость, вера в собственные силы растет.
— Дорожка может быть длиннее или короче, в зависимости от поставленных задач врачи реабилитационного центра умеют отрабатывать с пациентами различные навыки, — говорит Лунд. — Специальная программа учитывает, какие мышцы задействованы в ходе того или иного упражнения, сколько приседаний или прыжков совершит человек за определенный промежуток времени.
Похоже, возможности разноцветного коврика до конца не исчерпали даже разработчики.
— Можно обучать детей математике, устному счету, — советует один журналист.
— А можно азбуке, — предлагает другой.
— Или разучивать танцевальные шаги! — фантазирует третий.
Сотрудники центра от этих предложений в восторге, говорят, что некоторые идеи им даже в голову не приходили. Зато придумали вот что: если укрепить конструкцию из квадратов на стене, она годится для тренировок футболистов. Тут же включается ролик, где орава африканских детишек радуется находке разработчиков. Будущие спортивные звезды бьют мячом по квадратам — кто попадает в нужный цвет, тот герой!
Не удержалась от соблазна опробовать забаву даже королева Дании Маргрете II. В видеофрагменте она изящной ножкой в алой туфельке нажимает на хаотично “включающийся” пластик под одобрительные аплодисменты сопровождающих. Фото с упражнениями королевы в центре гордятся: оказаться в поле зрения монаршей особы не только приятно, но и полезно.
Как выяснилось, забава только на первый взгляд проста в изготовлении. На самом деле, производства как такового пока нет, есть лишь опытные образцы, которые сотрудники Center for Playware сами развозят по реабилитационным центрам и детским учреждениям. Чтобы “классики” пошли в массы, нужно получить финансирование хотя бы на муниципальном уровне. По словам Лунда, один коврик для детского сада “тянет” примерно на 600-700 датских крон в месяц, реабилитационная дорожка для больницы обходится дороже.
Еще одна оригинальная разработка игрового центра — музыкальные блоки, которые могут иметь форму и размеры спичечного коробка или объемных пластмассовых кубов. Суть от этого не меняется и состоит в том, что каждый блок передает звучание конкретного музыкального инструмента.
С их помощью любую мелодию, исполняемую оркестром или джаз-бэндом, можно “разложить на составляющие”, усилить звучание одного инструмента, добавить басовые или верхние ноты. Чем не занятие для любителя музыки?
Лунд рассказал, что они опробовали музыкальные блоки на рок-фестивале. Результат был ошеломляющим! Слушатели не могли понять, за счет чего так меняется окраска мелодий, вроде бы ди-джей всего лишь передвигал по столу цветные спичечные коробки. Но при этом желтая плитка представляла гитару, голубая — клавиши, а розовая — вокал.
Секрет в том, что внутри каждого куба — небольшое устройство, созданное с использованием хитростей робототехники, искусственного интеллекта и беспроводных технологий. Звук того или иного инструмента запускает компьютерная программа, которая включается благодаря особым датчикам, спрятанным в коробке.
Ди-джей двигает по специальной поверхности разноцветные коробки, и от их расположения друг относительно друга зависит то, как звучит оркестр, какой инструмент лидирует, а какой уходит в тень. Но вместо ди-джея кубиками может управлять ребенок, осваивающий программу музыкальной школы, или любой человек, неравнодушный к музыке. Важно, что это еще одна из разновидностей полезных обу­чающих забав для всех возрастов.
Когда журналистов отвели в демонстрационный зал и дали полчаса свободного времени, они раскрыли в себе множество талантов. До забивания голов дело, правда, не дошло, но проверить реакцию, “прыгучесть” и музыкальность удалось в полной мере.
Еще были роботы, ползающие на четвереньках, настоящее “Лего”, оснащенное современным беспроводным интерфейсом управления, и полное ощущение кайфа творчества и открытия в себе незнакомых прежде навыков.

Светлана БЕЛЯЕВА

Нет комментариев