Учеба на два дома. Для студентов нового факультета МГУ открыты двери Пущинского научного центра.

Начало августа независимо от погоды — самая жаркая пора в вузах. Идет напряженная работа по переводу прошедших отбор абитуриентов в студенты. Впервые таким ответственным делом приходится заниматься приемной комиссии биотехнологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Деканом-организатором нового учебного подразделения университета стал академик Анатолий ­МИРОШНИКОВ. Тому, кто знает, что ученый много лет возглавляет Президиум Пущинского научного центра РАН, не трудно догадаться, что вторую “прописку” вновь образованный факультет получит в наукограде на Оке.
Насколько верна эта догадка? Мы попросили Анатолия Ивановича внести ясность в этот вопрос.
— Начну с предыстории создания факультета, — говорит ученый. — Известно, что долгое время в Пущине находился филиал МГУ. В нем развивалось два направления образовательной деятельности. Одно из них — организация и проведение биологических практик студентов различных факультетов университета, второе — подготовка бакалавров и магистров по направлению “Биология”. Когда в 2013 году по распоряжению Минобрнауки в стране было закрыто 382 филиала, не уцелел и наш. Между тем МГУ не хотел терять наработанные годами контакты с институтами ПНЦ РАН. Поэтому приказом ректора университета В.Садовничего были созданы два новых структурных подразделения вуза: межфакультетский научно-образовательный центр в Пущине, который, в частности, продолжит проведение практик для студентов МГУ, и биотехнологический факультет, где будут готовить бакалавров и магистров.
Рассказ о научно-образовательном центре, забота о котором тоже легла на мои плечи, оставим пока на будущее. Что же касается биотехнологического факультета, то он во многом будет отличаться от других. Скажем, все базовые дисциплины, благодаря которым формируются основные профессиональные компетенции, студенты будут изучать в Москве на базе биологического, химического и физического факультетов МГУ, то есть там, где это умеют делать максимально хорошо. Там же будут выполняться и лабораторные работы по базовым дисциплинам, а вот более специальные предметы станут преподавать в Пущине на базе соответствующих институтов нашего научного центра
— А чем будет отличаться обучение на биотехнологическом факультете от того, что дают на знаменитом биофаке МГУ, где учились многие сотрудники Пущинского научного центра?
— Образовательный процесс на биотехнологическом факультете имеет свои особенности. Во-первых, учебный план составлен таким образом, что изучение базовых для биотехнологии дисциплин, таких как органическая химия, биохимия, микробиология, молекулярная биология, происходит на курс раньше, чем это предусмотрено учебным планом биофака. Это позволяет вводить специальные биотехнологические дисциплины уже с самых первых курсов.
Во-вторых, у нас будет единая биотехнологическая подготовка. На биофаке такая подготовка представлена, как правило, спецкурсами отдельных кафедр. В итоге цитологов, скажем, не учат промышленной микробиологии и биотехнологии, а микробиологи, в свою очередь, не получают достаточных знаний по клеточной биологии.
В-третьих, наряду с биологическими дисциплинами студенты будут изучать дисциплины инженерного профиля, например инженерную графику, прикладную физику, процессы и аппараты биотехнологии, чего на биофаке нет. Такой инженерный блок призван дать студентам основы производственного процесса. Каждый студент в ходе обучения будет, так или иначе, получать навыки проведения лабораторных исследований, использования полупромышленного и промышленного оборудования. В общем, наш факультет будет готовить специалистов, умеющих работать на всех уровнях биотехнологического процесса. Наши студенты будут подкованы и в таких областях, как экономика биотехнологической отрасли, защита интеллектуальной собственности. Фактически специализация будет осваиваться параллельно с получением студентами классического университетского образования.
Ну и наконец, образовательный процесс биотехнологического факультета будет интегрирован в работу Пущинского научного центра РАН. Там студенты будут проходить спецпрактикумы, участвовать в разработках по масштабированию биотехнологических процессов, выполнять свои выпускные проекты. Для них есть общежитие, которое мы недавно отремонтировали.
Обучение будет строиться так: первые 2,5 года учебный процесс проходит в аудиториях университета, а со второй половины третьего курса бакалавриата и в магистратуре занятия три — пять дней в неделю планируется проводить в Пущине. Здесь студенты будут проходить спецпрактикум по биотехнологическим исследованиям и разработкам, выполнять выпускные квалификационные работы, участвовать в проектах по масштабированию биотехнологических производств для нужд страны.
Учеба на факультете будет осуществляться в виде интегрированной магистратуры по направлению подготовки “Биология” (профиль “Общая и прикладная биотехнология”) с возможностью дальнейшего перехода на обучение по направлению “Биотехнология”. Срок освоения образовательной программы — шесть лет.
— Вы упоминали об участии институтов ПНЦ РАН в подготовке студентов нового факультета. Какие здесь планы?
— В обучении студентов будут задействованы в той или иной степени все девять институтов биологического профиля, расположенные в Пущине. Здесь сложилась сильная научная школа, есть хорошо оснащенные лаборатории и высококвалифицированные специалисты. Кроме того, в Пущине находится единственный в стране Центр доклинических исследований, имеющий аккредитацию по международным стандартам GLP. Студенты будут не только получать знания непосредственно от сотрудников институтов, но и на практике смогут ознакомиться с тем, как должна выглядеть и функционировать современная биотехнологическая лаборатория.
— Кем смогут работать выпускники вашего факультета?
— Области применения умений и знаний наших выпускников очень разнообразны: это и научно-исследовательские институты, и биологические опытные производства, и различные предприятия, занимающиеся разработкой технологий получения или непосредственно получением биологически активных веществ для нужд медицины и сельского хозяйства. Следует учитывать, что сейчас прослеживается положительная тенденция по воссозданию в России биотехнологических производств, поэтому востребованность таких специалистов на рынке труда имеет большие перспективы.
— А какие перспективы у самого факультета? Есть ли планы его развития?
— Безусловно, есть. Факультет ведь только создан. Планируются разные аспекты его развития. Один из них связан с получением МГУ лицензии по направлению “Биотехнология” и созданием университетом собственного стандарта по этому направлению. Предполагается открытие двухлетней магистратуры на факультете с 2015 года, занятия в которой в основном будут проводиться в Пущине. Продолжим формирование современной научной базы факультета, что позволит начиная с первого курса привлекать студентов к научной работе. В общем, работы много, но вектор развития факультета очерчен.

Пресс-служба