Смена миссии. Большинство российских вузов ждет перестройка.

Высшее профессиональное образование в ближайшие годы ожидает существенная перестройка. О том, какая именно, министр Дмитрий Ливанов подробно рассказал, выступая на внеочередном съезде Российского союза ректоров, а несколькими днями позже — на совещании в резиденции председателя Правительства РФ Д.Медведева, посвященном развитию системы высшего образования.
Что имеем…
“Проблема недофинансирования, которая в течение десятилетий довлела над нами, сегодня отступила на второй план”, — объявил руководителям вузов министр образования и науки. Федеральная поддержка высшей школы в этом году составила 470 млрд рублей — в 20 раз выше, чем в 2000-м. Такой бюджет позволяет решать “почти все серьезные проблемы качества образования”. Однако, посетовал Дмитрий Ливанов, “при стремительном росте финансирования не происходит адекватного роста качества образования”.
Это, по его словам, проблема номер один, на которую необходимо реагировать. Вторая — снижение количества студентов вследствие уменьшения числа граждан соответствующего возраста. Министр снова привел цифры: если в 2003 году из одиннадцатых классов вышли 1 млн 400 тысяч с лишним выпускников, в этом — всего 650 тысяч. И в ближайшие несколько лет ситуация не улучшится. Самое большое количество студентов в России было в 2008 году — 7,5 млн. С тех пор их количество только снижается: сейчас 5 млн 700 тысяч, через несколько лет дойдем до минимума — 4 млн, и потом еще какое-то время цифра сохранится на том же уровне. “Это очень серьезный вызов, стоящий перед нашей системой образования, — заявил Д.Ливанов. — Как следствие, нам придется пережить серьезное сокращение количества преподавателей и реструктуризацию сети вузов”.
Этому ведомство предлагает противопоставить создание новых рабочих мест для преподавателей: высшие учебные заведения ориентируют на развитие научных исследований, проектных работ, укрепление связей с промышленными предприятиями, заинтересованными в новых кадрах и новых технологиях. Еще один путь — привлечение иностранных студентов, которые частично могут восполнить недостаток студентов отечественных. “Но это опять же вопрос качества: халтурными, некачественными программами мы иностранцев не заинтересуем”, — напомнил министр.
Затем он коротко перечислил меры, которые намерено предпринять Минобрнауки: согласно планам ведомства, уже в 2016 году вузы должны перей­ти на новые образовательные стандарты для укрупненных направлений подготовки, основанные на стандартах профессиональных. Это даст учебным заведениям возможность более гибко проектировать свои образовательные программы и, в конечном счете, повысит их самостоятельность в образовательной деятельности. По укрупненным направлениям подготовки будут распределяться и контрольные цифры приема. По конкретным направлениям и специальностям вузы “разбросают” их сами, в зависимости от ситуации в своем регионе в соответствующем году.
Система инженерного образования будет развиваться в сторону практико-ориентированных программ, прежде всего увеличения доли прикладного бакалавриата. Если в прошлом году на эту форму обучения было выделено всего 4 тысячи мест, то в этом — уже 25 тысяч. “Это запрос регионов, — объяснил Д.Ливанов, — и с каждым годом доля, вес, значимость этого вида подготовки будут расти”.
Дмитрий Медведев, начиная совещание в Горках, политику Минобрнауки в сфере образования похвалил: “Мы, я считаю, добились неплохих успехов в формировании сети исследовательских университетов и вообще ведущих российских университетов… Доля обучающихся в таких вузах составляет у нас уже 17%…”. После этого премьер перешел к критике. По его словам, сегодня в России многие вузы и филиалы не способны обеспечить необходимый уровень образовательных программ. Вузы даже на инженерные специальности зачисляют абитуриентов с низкими баллами по профильным предметам. Сохраняется диспропорция в подготовке кадров (почти половина студентов учится на юридическом и экономическом направлениях). Не был обойден вниманием и мониторинг: при его проведении, считает Д.Медведев, “наряду с качеством образования должно учитываться и то, как трудоустроены выпускники, уровень организации исследовательской работы студентов, квалификация преподавателей, а также реализация программ послевузовского и дополнительного профессионального образования — то, насколько эти формы образования соответствуют запросам рынка”.
По данным Д.Ливанова, выступившего следом за премьером, число студентов, которые сегодня обучаются по некачественным программам, оценивается в 1 млн 700 тысяч человек — примерно треть всего студенчества. “Основной наш целевой индикатор деятельности состоит в том, чтобы к 2017 году все студенты учились по образовательным программам, отвечающим высоким требованиям качества”, — заявил министр. Вузы и филиалы, неспособные обеспечивать должный уровень подготовки, пообещал он, будут лишены государственной аккредитации, а в ряде случаев и лицензии. По словам министра, значительно усилится роль крупных региональных вузов, в них будут концентрироваться ресурсы.
Что же касается отмеченных премьером низких требований к уровню подготовки абитуриентов, зачисляемых на первый курс, то Д.Ливанов согласился, что ситуация здесь “абсолютно недопустимая”. По его словам, пороговые значения баллов ЕГЭ, необходимые для поступления на инженерные образовательные программы, министерство “будет последовательно поднимать”.
Меньше, да лучше
Министерство образования и науки ведет сейчас несколько проектов по поддержке и развитию образования, прежде всего в регионах. Министр говорил о них в обоих своих выступлениях. Это, прежде всего, проект повышения качества математического образования, который охватывает и школьное, и высшее образование, и науку. “В высшей школе для нас очень важно вернуться к высоким стандартам преподавания математики, причем не только в технических вузах и на математических факультетах”, — подчеркнул Д.Ливанов.
Реализуется большой проект по развитию педагогического образования (подробнее о нем читайте в ближайшем номере “Поиска”).
Проект “Кадры для регионов” нацелен на создание опорной сети ведущих региональных вузов. Поддерживаются программы стратегического развития более 70 высших учебных заведений. С нового года планируется запуск еще одного проекта — поддержка программ подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса.
Как сообщил министр, за последние два года проведены реорганизация и объединение 22 вузов, реорганизовано 173 филиала. Почти в 300 филиалах прекращен прием студентов на программы высшего образования, их реорганизация будет завершена до 2017 года. Кстати, реорганизация филиалов зачастую предполагает прекращение подготовки только по программам высшего образования. Но эти учебные заведения могут — и, видимо, будут — готовить людей по программам среднего профобразования и профессиональной переподготовки.
Принимаются меры по результатам последнего мониторинга эффективности: 220 филиалов госвузов, согласно планам-графикам реорганизационных мероприятий, уже с этого года полностью прекращают набор. Кроме того, в 157 филиалах закрыт набор на непрофильные специальности. Наконец, совсем недавно Рособрнадзор запретил вести прием на первый курс 12 негосударственным вузам, в том числе Современной гуманитарной академии. Вообще, с сентября 2013 года было отозвано более 300 лицензий на право ведения образовательной деятельности в негосударственном секторе.
На съезде ректоров глава ведомства довольно жестко порекомендовал ректорам самим закрывать неэффективные филиалы, которые “вузы, прежде всего государственные, расплодили по всей территории страны”. В филиалах нет ничего плохого, если они ведут свою деятельность на том же уровне, что и головной вуз. Но если вуз такое качество образования в своих филиалах обеспечить не в состоянии, “с этим нужно заканчивать”, заявил Д.Ливанов. Министерство направило свои рекомендации в 70 вузов относительно их 180 филиалов, ведущих в основном подготовку по гуманитарным направлениям и не вписавшихся в необходимые параметры, заданные последним мониторингом. “Конечно, рекомендации есть рекомендации, вы можете принять любые решения, — заметил министр. — Но и мы относительно ректоров можем принять любые решения”.
Переформатируют?
Как подчеркнул министр, в целом объем подготовки по всем уровням образования не сократится, но произойдет существенное перераспределение ресурсов: программы магистратуры и аспирантуры будут сосредоточены в ведущих университетах, в том числе и в опорных региональных вузах. По оценкам экспертов, добавил он, из многих московских университетов (тех, что потеряли связь с рынком труда и не могут обеспечить высокий уровень образования) магистратура переместится в региональные опорные вузы.
Сообщая о предстоящих переменах на съезде, министр посоветовал ректорам не “подговаривать руководителей регионов и депутатов писать безумные письма — это бесполезно и бессмысленно: если у вуза есть условия для работы на уровне магистратуры, аспирантуры — мы дадим ему контрольные цифры приема, если нет — либо создайте условия, либо работайте на уровне бакалавриата”.
Вузов без магистратуры и аспирантуры, по словам Д.Ливанова, окажется много. Таким учебным заведениям нужно будет выработать новую миссию. Министр призвал ректоров относиться к ней со спокойствием: “Работа на уровне бакалавриата тоже значима”.
Еще одно нововведение: для обеспечения гарантий качества обучения по программам прикладного бакалавриата создается система независимой внешней оценки уровня знаний, своего рода единый бакалаврский экзамен, который студентам придется сдавать как после второго курса, так и после окончания этой ступени высшего образования.
…Как отреагировали участники заседания у премьера на выступления Д.Медведева и Д.Ливанова, осталось неизвестно, так как обсуждение проходило в закрытом режиме.
На съезде же ректоры, то ли следуя призыву министра, то ли уже не удивляясь крутым виражам научно-образовательной политики, восприняли все услышанное философски.
Хотя вопрос, казалось, напрашивался: как сочетать увеличение доли практики в прикладном и академическом бакалавриатах с фундаментальностью образования, которой мы так привыкли гордиться и которая, как напомнил в своем докладе президент РСР Виктор Садовничий, лежит в основе качества высшего образования?

Наталия БУЛГАКОВА

Фото www.kremlin.ru и Николая Степаненкова

Нет комментариев