В слиянии — сила. СО РАН не выпустит бразды правления наукой,

В Новосибирском академгородке прошло первое Общее собрание объединенного Сибирского отделения РАН. На нем были подведены итоги 2013 года и первой половины 2014-го, принят Устав СО РАН, прошли выборы заместителей председателя, членов президиума, председателей объединенных ученых советов отделения по медицинским и сельскохозяйственным наукам.
Главным пунктом повестки стало утверждение Устава отделения. Документ содержит 11 положений. В нем зафиксировано, что основная задача СО РАН — организация и проведение фундаментальных и поисковых исследований. Сибирское отделение обеспечивает преемственность и координацию фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых по важнейшим направлениям естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук. Также задачами СО РАН является экспертное научное обеспечение деятельности органов государственной власти, научно-методическое руководство научной и научно-технической деятельностью научных организаций и организаций высшего образования.
“В уставе есть несколько очень важных моментов, — отметил председатель СО РАН Александр Асеев. — В документе зафиксировано, что отделение остается главной организацией, осуществляющей научно-методическое руководство деятельностью научных институтов на территории Сибирского региона, а также утверждено окончательное слияние Сибирских отделений РАН, РАМН и РАСХН”.
На Общем собрании подчеркивалось, что задача устава — восстановить функцию руководства РАН научной деятельностью институтов, которые теперь отнесены к Федеральному агентству научных организаций. В документе предусмотрено существование объединенных ученых советов по разным наукам, в том числе и двух новых — по медицинскому и сельскохозяйственному направлениям. Их возглавили академики Любомир Афтанас (СО РАМН) и Александр Донченко (СО РАСХН), которые стали также заместителями председателя Сибирского отделения РАН по науке.
“Важно понимание, что закон отделил генерацию знаний от компетенции экспертизы, — сказал Л.Афтанас. — Если первым занимаются институты, то второе — прерогатива РАН. Сейчас самое главное — создать интерфейс, где будет четко прописано: вне экспертизы академии никакая наука невозможна. Если законодательно все это закрепить, проблем не будет”.
Единственным пунктом, вызвавшим дискуссию, стал вопрос о подведомственности региональных центров. Академик Николай Добрецов считает, что их существующее положение, закрепленное и в уставе, не соответствует нормативным документам: “Налицо скрытый конфликт. В законе “О Российской академии наук…” написано, что территориальные научные центры входят в РАН, а решением правительства они переданы в ФАНО как научные организации. Стоит помнить, что они не только научные, но и научно-организационные, инфраструктурные. Мы можем ставить вопрос о возвращении научных центров в структуру РАН и ее региональных отделений. Такую возможность в уставе надо отразить”.
Александр Асеев поддержал эту идею и предложил учесть подобную вероятность в ст. 63 Устава СО РАН: “Предложение абсолютно верное, так как сила Сибирского отделения — как раз в региональных научных центрах, которые мы старались развивать, иногда в ущерб новосибирскому”. По его мнению, правда, сегодняшний статус научных центров позволил им в меньшей степени испытать на себе действие реформы. “Если бы мы пошли по пути спора с правительством, то научные центры ожидали бы такие же сокращения, как постигшее аппарат СО РАН”, — сказал он.
Академик А.Донченко считает, что “…прежде чем просить научные центры обратно, с ними надо разбираться. Нужно ли такое количество центров? Следует подумать, посмотреть полугодовые отчеты”. Александр Асеев подчеркнул, что по научным центрам должно работать “правило двух ключей”, когда все решения согласованно принимаются РАН и ФАНО.
Кстати, недавно губернатор Алтайского края Александр Карлин обратился к президенту РАН Владимиру Фортову с просьбой об организации в регионе научного центра на базе работающих там академических структур. Общее собрание СО РАН отреагировало на это предложение положительно.
“Там только институтов Сибирского отделения Сельскохозяйственной академии пять, причем довольно мощных и эффективных”, — сообщил А.Асеев. Кроме того, в Алтайском крае находятся два института СО РАН и восемь научных лабораторий, созданных на базе Алтайского госуниверситета, одна из них преобразована в Алтайский центр биотехнологий.
“Отсутствие Устава Российской академии наук не позволяло приступить к решению этой проблемы, но сейчас, когда документ подписан, мы должны, не теряя темпа, этим заняться. Естественно, вместе с Федеральным агентством научных организаций”, — сказал председатель СО РАН.
Участники Общего собрания единогласно проголосовали за принятие нового устава. После этого он будет направлен в Москву для утверждения в Президиуме РАН.
В ходе собрания А.Асеев выступил с идеей организации единого операционного центра (ЕОЦ) для научных учреждений академии и сервисных предприятий ФАНО. После объединения трех государственных академий в Сибири сложился комплекс, в который входят помимо научных организаций 34 государственных унитарных предприятия, в основном, инфраструктурных и около 295 тысяч гектаров федеральных земель. Значительная часть юридических лиц и материальных активов перешла в ведомство ФАНО, но ряд исследовательских и сервисных подразделений остался в РАН и ее региональных отделениях. “Не все вопросы взаимодействия с агентством можно решить путем командировок в Москву”, — заметил А.Асеев.
Организованный на федеральном уровне единый операционный (сервисный) центр необходим для осуществления однотипных функций деятельности учреждений РАН и предприятий ФАНО: финансового обслуживания и бухучета, кадрового администрирования, административно-хозяйственной и юридической поддержки и т.п.
“Операционный центр принесет существенные выгоды и даст важные преимущества, обеспечивая новый уровень прозрачности государственных расходов в научной сфере и позволяя добиться экономии бюджетных средств до 20%, — считает А.Асеев. — Он позволит быстро продвигать государственные управленческие решения во всей структуре подведомственных учреждений”. Председатель СО РАН предложил формировать ЕОЦ на базе информационно-телекоммуникационной структуры СО РАН.

По материалам пресс-службы Президиума СО РАН
и газеты “Наука в Сибири”

Нет комментариев