Разбудить и подвигнуть. Рейтинг QS заставил российские вузы самосовершенствоваться.

Итоги очередного ранжирования университетов стран БРИКС, подготовленного агентством QS (University Ran-kings) за период с декабря 2013 года (от момента выхода первого аналогичного рейтинга QS), были представлены на днях на площадке пресс-центре МИА “Россия сегодня”. В Топ-100 прибавилось российских вузов. Если по результатам исследования прошлого года в сотню лучших попали 19 университетов РФ, то теперь их стало на один больше. В ходе мультимедийного видеомоста Москва — Лондон ректоры ведущих отечественных вузов дали свою оценку рейтингу и его роли в развитии университетов. Ход и результаты исследования, а также участие в нем представителей нашей системы высшего профессионального образования прокомментировала региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева.
По ее словам, методология подготовки рейтинга не претерпела никаких изменений, основные индикаторы остались прежними. Порядка половины общей оценки составляют такие показатели, как академическая репутация вуза и отношение к нему работодателей. Кроме того, составители учитывали долю профессорско-преподавательского состава с ученой степенью, отношение числа ППС к числу студентов, цитируемость публикаций сотрудников и др.
Зоя Зайцева обратила внимание на то, что, оценивая индекс цитирования, эксперты анализировали его “продуктивность и качество, то есть количество опубликованных статей на одного сотрудника и количество цитат, приходящихся на одну публикацию”. При этом она отметила, что авторы из отечественных вузов стали более внимательно относиться к оформлению публикуемых работ. Всего в процессе подготовки рейтинга составители собрали данные о 395 университетах стран БРИКС, в том числе о 95 российских.
“Рейтинг не должен быть главной целью деятельности университета, мы это понимаем. Тратить ресурсы только для того, чтобы подняться на дополнительную позицию, нецелесообразно. Но если позиции меняются в результате усилий по развитию университета, его инфраструктуры, интернационализации, увеличению числа публикаций — это хорошо”, — считает региональный директор QS. Сегодня нельзя оставаться “большой рыбой в маленьком пруду”, для вузов России важно показывать свои заслуги. Большинство университетов нашей страны, по словам З.Зайцевой, заслуживают рассказа о себе в международной прессе. У каждого есть достойные выпускники, интересные лаборатории, результаты научной работы, технические и социальные проекты и т.п. “Проблема в том, что мы не умеем себя хвалить”, — уверена представитель агентства. Она заметила, что ее коллеги имеют больше информации, к примеру, об иностранных выпускниках вузов Казахстана, нежели России. Аудитории сегодня нужны факты о реальных достижениях вузов — изобретениях, наградах, историях успеха выпускников.
Директор QS также рассказала о проблемах сотрудничества с привлеченными российскими экспертами, многим из которых, согласно ее оценке, не хватает более ответственного подхода к участию в рейтинговом проекте, понимания социальной значимости экспертной работы. С середины прошлого года агентство привлекло к ней более 9,5 тысячи рекомендованных представителей академической среды и 5,8 тысячи работодателей России. При этом уровень ответов наших экспертов в 10 раз ниже, чем у их коллег из США, в то время как число приглашенных с обеих сторон сопоставимо. Тем не менее, по словам З.Зайцевой, в общем, интерес российских университетов к рейтингу и активность участия в нем растут, о чем свидетельствуют представленные результаты.
По сравнению с прошлым годом состав первой десятки рейтинговой шкалы почти не претерпел изменений. На первом и втором местах по-прежнему находятся Университет Цинхуа и Пекинский университет, а третье уверенно оставил за собой Московский государственный университет (МГУ). Китайские вузы сохранили лидерство в рейтинге и занимают первое место как по числу в Топ-100 (40 университетов), так и по общему количеству попавших в Топ-200 (59). На втором месте по представленности в сотне лидеров — Россия (20 вузов), на третьем — Бразилия (19), на четвертом — Индия (15). В числе первых двухсот 53 наших высших учебных заведения.
Немного снизился ранг Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана, который опустился с 33-го на 36-е место. Одну позицию по сравнению с прошлым годом потерял и Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), заняв 100-е место, восемь — Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” (58-е место). Статусная позиция Санкт-Петербургского государственного университета стала выше на две ступени — 12-е место, с 22-го на 18-е переместился Новосибирский государственный университет. Выросли показатели и у Московского государственного института международных отношений: он поднялся с 37-го на 35-е место. В целом большинство российских вузов из Топ-100 повысили свое положение в рейтинговой шкале, причем некоторые преодолели до десятка позиций. К примеру, Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ” переместился с 65-го на 57-е место, а Казанский федеральный университет — с 79-го на 69-е.
 Участники видеомоста особо отметили успех Национального исследовательского технологического университета “МИСиС” (НИТУ “МИСиС”), сменившего прошлогоднюю позицию 121-130 на 98-е место в Топ-100, и Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова (РЭУ им. Г.В.Плеханова), на этот раз вошедшего в первую сотню и замкнувшего ее вместе с ДВФУ.
Прорыв в “число ста лучших” для РЭУ им. Г.В.Плеханова стал, по словам его ректора Виктора Гришина, результатом целенаправленной работы как по реализации стратегии развития университета, так и по его продвижению в сфере международного ранжирования. В обстоятельствах, когда руководство и коллектив вуза были вынуждены решать проблемы, вызванные объединением с Саратовским государственным социально-экономическим университетом и Российским государственным торгово-экономическим университетом, ряд ключевых рейтинговых показателей снизился. “Мы поставили цель восстановить прежние позиции и двигаться дальше, понимая, что это необходимо и для совершенствования самооценки, и для развития сотрудничества на отечественном и международном образовательном пространстве, — сообщил В.Гришин. — Детально изучили методологию QS, создали программу по продвижению в коммуникационном пространстве и стратегию развития вуза в части интернационализации, улучшили свои позиции в плане академической репутации и взаимодействия с работодателями, а также “навели порядок” в базе данных Scopus: из-за частой смены названий университета там учитывались не все статьи наших сотрудников”.
Системная работа НИТУ “МИСиС”, связанная с заметным повышением его положения в рейтинге, по словам его ректора Алевтины Черниковой, началась пять лет назад: “В университете целенаправленно создавались новые научно-исследовательские лаборатории и образовательные центры, активизировалась работа по привлечению мотивированных абитуриентов, в том числе из-за рубежа”. В рамках проекта Россотрудничества “Время учиться в России”, инициатором которого выступил НИТУ “МИСиС”, в 2013 году университет провел восемь олимпиад для выпускников школ в  ряде стран дальнего зарубежья (Китай, Вьетнам, Монголия и др.), а также в Казахстане и других государствах СНГ. Уровень интернационализации здесь повышают также, создавая англоязычную среду. К примеру, вместе с Кембриджским университетом разработали уникальную авторскую программу по изучению английского языка, с 2012 года запустили центр по изучению русского как иностранного.
По мнению ректора Российского университета дружбы народов Владимира Филиппова, рейтинг QS как международный наиболее понятен вузам на пространстве бывшего СССР и Восточной Европы, поскольку его составители учитывают разницу систем образования и специфику этих стран, проводят детальный анализ данных. Доверие стимулирует более тесные образовательные контакты между государствами, географически так далеко находящимися друг от друга. Пример тому — начавшаяся реализация инициативы главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова по созданию сетевого университета БРИКС. Рейтинг QS может стать хорошим подспорьем для отбора сильнейших вузов в новую международную образовательную структуру.
Ректор МГУ Виктор Садовничий отметил, что активно работающая в России команда QS “разбудила наши университеты, повысила их заинтересованность в участии в международных рейтингах”. Все это подвигает российские вузы к самосовершенствованию и повышению конкурентоспособности в своей стране и в мире.
Активная государственная политика интернационализации высшего образования — путь к новым возможностям для наших вузов в плане “конкуренции за международные “мозги”, считает З.Зайцева. Примером успешной стратегии развития университетов в этом направлении она назвала Казахстан, где на протяжении 20 лет в рамках президентской программы “Болашак” осуществляется поддержка казахстанских студентов, обучающихся за рубежом. С другой стороны, в последние годы в ключевых университетах страны стало обязательным изучение иностранного языка для преподавателей и кандидатов наук, созданы центры по обу-чению научных сотрудников подготовке статей для публикаций в международных журналах, по взаимодействию с издательствами и правильному оформлению заявок. “Создание подобного центра в РФ могло бы помочь многим нашим молодым ученым показывать свои результаты не только в изданиях, индексируемых РИНЦ, но и в тех, которые учитываются в базах Scopus и Web of Science”, — считает региональный директор QS. Согласно ее оценке, если динамика развития отечественных университетов, которая наблюдается с 2010 года, сохранится, то у нас есть все шансы впредь достойно представлять свои вузы на международной арене.

Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев