К новой нормальности. Чем завершится глобальная перестройка?

Что представляет собой посткризисная “новая нормальность”? Ответ на этот непростой вопрос постарались дать авторы научной монографии “Глобальная перестройка” (под редакцией академиков Александра Дынкина и Натальи Ивановой), выпущенной в свет издательством “Весь мир”.

Идея “новой нормы”, или “новой нормальности” (new normal), развернутая формулировка которой была предложена одним из руководителей крупной мировой инвестиционной компании, получила наибольшее распространение среди концепций, описывающих влияние кризиса на состояние и динамику мировой экономики. В соответствии с данной концепцией, благодаря кризису “новой нормой” для мировой экономики должны стать выраженное замедление темпов экономического роста по сравнению с предшествующим десятилетием, высокие показатели безработицы, обострение долговых проблем, значительная неопределенность на рынках и дальнейший сдвиг глобальной экономической активности в сторону стран с развивающимися рынками (во главе с Китаем). Изначально предполагалось, что состояние “новой нормы” будет характерно для мировой экономики в течение трех-пяти лет после начала мирового экономического кризиса. Но соответствующие вызовы, по оценкам многих экспертов, останутся актуальными и в ближайшие годы.
В процессе работы над книгой авторский коллектив Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО РАН) стремился как можно полнее проанализировать разные плоскости новой реальности: экономическую, социальную и политическую. Хотя, как отметил на презентации книги директор ИМЭМО РАН Александр Дынкин, “не все тренды можно оценить окончательно”.
По его словам, книга — попытка осмыслить трансформирующийся мир вокруг нас. Стационарность и эволюция — взаимосвязанные переменные исторического процесса. Однако наступают времена, когда скорость эволюции нарастает, ло мает постепенность и превращается в революции: социальные, технологические, научные… Мировой экономический кризис 2007-2009 годов, или “Великая рецессия”, актуализировал необходимость перемен. Стремительно меняется картина глобального мироустройства. Только на памяти одного поколения исчезла биполярность времен “холодной войны”, ушли в прошлое иллюзии и эксцессы однополярного мира. На наших глазах происходит формирование иерархичной полицентричности. Другой взгляд на становление новой реальности: мир без полюсов и доминирующей модели.
Насколько релевантны эти подходы? Какие новые концептуальные экономические модели придут на смену господствовавшим в доглобальном мире ХХ века? Когда можно будет сказать, что кризис остался позади, особенно в Евросоюзе? Очевидно, что социальное рыночное хозяйство в своей традиционной инкарнации исчерпало собственные возможности, в том числе и в силу демографических трендов. Что вместо? Общество индивидуальной ответственности? Каким будет новый социальный компромисс? Двадцатый век знаменовал собой мощный прорыв к демократии — через трагедии авторитарных и тоталитарных экспериментов в сочетании с их экспансионизмом и агрессией. Можно ли с уверенностью утверждать, что рыночные демократии в обозримый период XXI столетия станут универсальной целью и средством развития во всех уголках мира?
Ученые проанализировали поиски новой модели роста экономики и новые подходы в регулировании финансовых рынков, особенности инновационной политики и развитие нефтегазового сектора, новую корпоративную карту мира, где особое место отвоевывают государственные компании.
За последние пять лет мир претерпел кардинальные изменения. С одной стороны, глобальный экономический кризис, вступивший в острую фазу в 2008 году и по сей день напоминающий о себе замедлением темпов роста в отдельных странах и регионах мира (прежде всего на Европейском континенте), привел к формированию новых глобальных экономических и социальных трендов. Прежние механизмы экономического роста оказались не в состоянии справиться с новыми вызовами, а образование “глобального среднего класса” и векторы его влияния на политические процессы оказались не столь простыми, как это представлялось еще несколько лет назад. С другой стороны, на новый виток вышла эволюция системы международных отношений. Дальнейшее размывание принципа национального суверенитета, выдвижение инициатив Транстихоокеанского и Трансатлантического партнерства, усложнение вызовов международной безопасности создают принципиально новую картину мира, ключ к пониманию которой не могут дать концепции, возникшие в период “холодной войны” и в первые десятилетия после ее окончания.
Само название монографии — “Глобальная перестройка”, — как было отмечено на презентации книги в ИМЭМО РАН, призвано подчеркнуть фундаментальный характер происходящих изменений, их влияние на все страны и регионы мира и одновременно неопределенность возможного результата. Сделать акцент на комплексном изучении наиболее важных современных трендов было принципиальным выбором авторского коллектива. Это стало и главной отличительной чертой монографии, выделяющей ее на фоне появившихся в последние годы многочисленных публикаций, посвященных отдельным аспектам современных глобальных процессов. Данное издание — первое в российской научной и экспертной литературе масштабное исследование новейших тенденций, которые будут формировать облик мира в предстоящее десятилетие.
Монография состоит из трех разделов. Первый посвящен изменениям механизмов функционирования мировой экономики. В нем анализируются контуры складывающейся модели развития мирового хозяйства, с особым вниманием к роли инноваций, к изменению стратегий ведущих субъектов транснационального бизнеса. Рассматриваются как механизмы управления экономическими процессами на национальном уровне (инновационная политика, деятельность банков развития), так и международные институты регулирования (например, финансовых рынков), значение которых существенно возросло под влиянием глобального кризиса.
Во втором разделе дан анализ широкого спектра социально-политических процессов в их страновом и трансграничном измерении. С одной стороны, в фокусе анализа находятся социальные аспекты политического развития — в первую очередь те из них, которые связаны с принципиальными вопросами о траекториях политического развития посткоммунистических стран и будущем демократии в меняющемся мире. С другой стороны, глобальные социальные дисбалансы и процессы транскультурной миграции выдвигают на передний план вопросы, связанные с формированием новых моделей идентичности, социального поведения и социальных ожиданий, которые могут выступать в роли драйверов общественного развития, а могут и угрожать существованию сложившихся групп и государств.
О новейших тенденциях в сфере мировой политики и бе-зопасности идет речь в третьем разделе. В нем подробно изучаются характеристики складывающейся системы международных отношений и ее отдельных подсистем, включая проблемы развития трансатлантических связей, европейской интеграции, конфликтного потенциала на Ближнем Востоке и в регионе АфПак (Афганистан — Пакистан). Отдельная глава посвящена смене парадигм в сфере международной безопасности, где дается сравнительный анализ использования инструментов дипломатии, военной и “мягкой” силы в реализации национальных интересов на международной арене.
Ряд тенденций, анализируемых в монографии, в силу своей значимости и многоаспектности являются общими для всех трех разделов. Рост экономического и политического веса стран с развивающейся экономикой и формирование влиятельного глобального тандема США — Китай; возникновение новых угроз устойчивому экономическому развитию, социально-политической стабильности и международной безопасности; возрастание роли международного взаимодействия как предпосылки реализации стратегических целей развития — это лишь некоторые примеры проблем, системное рассмотрение которых делает монографию своеобразным каркасом формирования знаний о современном мире для широкого круга экономистов, социологов, политологов, специалистов в области международной политики и безопасности, словом, для всех небезразличных читателей, интересующихся современными тенденциями мирового развития.
Многие выводы, к которым приходят авторы монографии, имеют прямое отношение к задачам, стоящим сегодня перед Россией. По мере того как изменяются векторы развития страны, знание глобальных трендов становится необходимым условием эффективного позиционирования России в современном мире. Глобальная перестройка несет с собой не только новые риски, но и новые возможности. И монография ИМЭМО РАН открывает новые перспективы для тех, кто готов воспользоваться этими возможностями.
Как отметил на презентации монографии академик Александр Дынкин, издание столь объемного научного труда для института большое событие: “Такие монографии, которые содержат анализ и экономических, и социальных, и политических проблем, мы выпускаем не часто. Примерно два года назад мы опубликовали похожую фундаментальную монографию, которая получила достаточно широкое международное признание. Речь идет о проекте, который назывался “Россия в полицентричном мире”. Этот труд авторского коллектива ИМЭМО РАН занял 15-е место в рейтинге самых значимых публикаций “мозговых центров” планеты (Всемирный индекс-рейтинг аналитических центров — Global Go To Think Tank Index. — Прим. ред.) и оказался единственной отмеченной публикацией исследователей из постсоциалистических стран. А в рейтинге рассматривались труды более 60 лидеров мировой науки. Не знаю, как будет оценена наша новая книга, но надеемся, что она получит свое признание как в нашей стране, так за рубежом”.
Глава ИМЭМО РАН также отметил, что, поскольку работу авторский коллектив сдал в издательство перед Новым годом, оценить достаточно динамические и драматические события, связанные с кризисом на Украине, не было возможности. Но методическая рамка работы — поиск “новой нормальности” в посткризисном мире — может быть применена и к анализу ситуации, сложившейся сегодня на Украине. По его мнению, “дисбаланс и нестабильность, вызванные этим кризисом, будут достаточно продолжительными, разрушительными и дорогостоящими”:
— Что сегодня видно, если чуть с большей высоты посмотреть на эти процессы? Евроатлантические страны пытаются присвоить себе суждения о том, что является стандартами международного сообщества, что такое норма и не норма в международном порядке. Это достаточно новое событие, потому что оно неизбежно ведет к ослаблению роли Совета Безопасности ООН. Если взглянуть на концепцию США, станет видно: то, как они действуют сегодня в отношении Украины, на мой взгляд, имеет много общего с тем, что происходило в Афганистане, Ираке. Ключевым же вопросом является: что произойдет с Совбезом ООН, утратит ли он свою роль? Или она восстановится?
Участники презентации — члены авторского коллектива и рецензенты — также высказали свое мнение о современных процессах, происходящих в посткризисном мире. Как отметил в своем выступлении, завершая дискуссию, заместитель директора Института США и Канады РАН член-корреспондент РАН Виктор Кременюк, кто и как будет вести глобальную перестройку — это объект не только научных споров, но и борьбы: экономической и политической.
Выходит, что на сегодня сказать, чем же завершится поиск “новой нормальности”, сложно. Ясно одно — он будет долгим и разрушительным. Укрыться за государственными границами от общемировых изменений нельзя.

Нина ШАТАЛОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев