Вот в чем зерно

Зависимость образа мышления людей от вида возделываемой зерновой культуры на территории проживания изучали американские психологи. C подробностями — New Scientist.
Исследования Томаса Талхелма (Thomas Talhelm) из Университета Виргинии (University of Virginia) и его коллег проходили в Китае и имели целью сравнение результатов когнитивных тестов, полученных в двух популяциях. Одна, живущая в центральной части страны к югу от реки Янцзы, выращивает рис, другая на севере, в более сухом климате, — пшеницу. “Рисовые регионы Восточной Азии менее индивидуалистичны по сравнению с западным миром или северным Китаем, несмотря на их богатство и модернизацию”, — пишут исследователи в статье, которую опубликовал журнал Science (9 May, 2014). Этот вывод вполне укладывается в клише о групповом мышлении жителей Восточной Азии и индивидуалистичном мировосприятии жителей западного мира. Возделывание рисовых культур — тяжелый труд. Для поддержания ирригационной системы орошения, а также посадки риса на затопленном поле и сбора урожая необходимы интенсивные коллективные усилия. Напротив, орошаемые природным дождем пшеничные поля, хоть и менее продуктивны, требуют меньших затрат человеческого труда. Таким образом, возделывание риса стимулирует коллективное мышление, тогда как “хлебопашество” способствует индивидуализму, отмечает в связи с публикацией Талхелма и соавторов New Scientist.
О приверженности группе и конформизме жителей Поднебесной писал еще Конфуций, и его цитировали мыслители прошлого, пытавшиеся объяснить промышленную революцию в Европе индивидуализмом ее жителей и их открытостью инновациям. Талхелм с коллегами провели стандартное тестирование на когнитивный стиль, индивидуализм и внутригрупповую лояльность среди 1162 студентов в шести городах Китая, которые относились как к “рисовым”, так и к “пшеничным” регионам. Все испытуемые были китайцами хань, то есть представителями крупнейшей этнической группы Китая, что минимизировало остальные различия. Тем не менее, исследователи обнаружили существенную разницу в когнитивном стиле. Так, студенты, происходившие из районов, где возделывают только пшеницу, на 56 процентов превосходили по аналитичности мышления студентов из полностью “рисовых” регионов. К примеру, когда их просили объединить в пару по наибольшей близости овец, собак и траву, они группировали овец и собак, между которыми им виделось большее подобие. Студенты “рисовых” областей объединяли овец и траву, поскольку взаимоотношения между ними в реальной жизни были теснее, и это значило для таких студентов больше, чем физическое подобие. В “рисовых” регионах отмечено меньшее количество патентов на изобретения, а также меньше разводов, чем в “пшеничных”, что, по мнению авторов, отражает меньшую инновационность и большее следование догмам и соблюдение условностей.

Нет комментариев