Куда ж лететь?

Электромагнитное излучение электронных устройств дезориентирует перелетных птиц, к такому выводу пришли немецкие орнитологи. Об этом сообщает Nature News.
Многолетние эксперименты показали, что перелетные птицы ориентируются в пространстве благодаря своему чувству магнитного направления, или внутреннему магнитному компасу, который руководствуется линиями магнитного поля Земли. Но до сих пор почти не было данных о влиянии на этот процесс электромагнитного излучения, создаваемого человеком. В журнале Nature опубликована статья исследователей из Университета Ольденбурга (University of Oldenburg) в Германии, которые приводят доказательства того, что слабые электромагнитные поля в радиодиапазоне нарушают магнитную ориентацию у зарянки (Erithacus rubecula) и, возможно, у других мигрирующих видов птиц. Как и большинство биологов, изучающих магниторецепцию, Хенрик Моуритсен (Henrik Mouritsen) и его соавторы сначала проводили полевые исследования вдали от городов, изобилующих электромагнитным шумом. Но приступив к экспериментам в Ольденбурге, городе с населением в 160 тысяч, где подопытные зарянки находились в небольших закрытых деревянных помещениях, орнитологи обнаружили, что птицы потеряли способность определять направление миграции. Закрытые помещения используются для того, чтобы при исследовании магнитной навигации исключить возможность влияния на мозг пернатых небесных тел, Солнца или других звезд.
Все попытки Моуритсена с коллегами восстановить магнитную рецепцию зарянок были безуспешными до тех пор, пока они не соорудили вокруг деревянных помещений с птицами алюминиевые экраны. Алюминиевые пластины были заземлены для того, чтобы устранить электромагнитный шум в диапазоне от 50 килогерц до 5 мегагерц, в который входит также частота передачи радиосигнала с амплитудной модуляцией, используемая в цифровом радиовещании. Такое экранирование снизило интенсивность электромагнитного шума на два порядка, и к птицам вернулась способность ориентироваться. Когда заземление снимали, она снова пропадала. Для того чтобы убедиться, что в дезориентации зарянок повинен электромагнитный шум, ученые стали создавать его в условиях эксперимента с помощью доступных генераторов сигнала. Тогда птицы снова становились неспособными распознавать нужное им направление движения. Открытие группы Моуритсена предполагает, что навигация у птиц контролируется биологической системой, чувствительной к искусственному электромагнитному шуму, однако биофизический механизм этого не ясен. Как отмечает Дмитрий Кишкинев (Dmitry Kishkinev) из канадского Университета Гуэлфа (University of Guelph), данные Моуритсена “подкрепляют существующую теорию о том, что магнитный компас у птиц основан не на намагниченных частичках, а скорее всего на квантово-механических процессах между радикалами с участием белка-криптохрома”.