Пора углубиться. Взят курс на возрождение геологической науки.

Центр геологических исследований (ЦГИ) будет открыт в Казахстане. Меморандум о его создании подписали АО “Казгеология” при Мининдустрии и Назарбаев Университет, что позволит сформировать инфраструктуру мирового уровня, в том числе современные научно-исследовательские лаборатории. Здесь будут проводиться комплексные опытно-промышленные, экспериментальные и научно-прикладные исследования минерального и углеводородного сырья, твердых полезных ископаемых и подземных вод Казахстана и других стран.
Во время Великой Отечественной войны с помощью ученых, эвакуированных из центральных областей СССР, в республике была начата активная разработка минерально-сырьевых ресурсов. Казахстанская геологическая наука обрела мировое признание, а первый президент образованной в 1946 году республиканской академии геолог Каныш Сатпаев стал академиком АН СССР. Развитая горно-рудная отрасль, высококвалифицированные кадры, геологическая научная школа помогли Казахстану сохранить суверенитет после распада СССР.
Сегодня, по экспертным оценкам, в республике насчитывается не менее 15 крупнейших месторождений полезных ископаемых мирового уровня. Однако их запасы, разведанные в советское время, истощаются, большие потери понесла геологическая наука, идет процесс старения высококвалифицированных кадров отрасли. До сих пор нет государственной сертифицированной лаборатории, что сделало отрасль зависимой от проведения лабораторных исследований за рубежом.
В 2012 году в стране была утверждена Концепция развития геологической отрасли до 2030 года, которая направлена на восполнение минерально-сырьевой базы, привлечение инвестиций и инновационных технологий в геологоразведку для содействия устойчивому развитию экономики Казахстана. Запланирована работа по развитию сырьевой базы редких металлов, в первую очередь вольфрама и молибдена, а также редкоземельных элементов, востребованных на мировом рынке.
В рамках концепции ЦГИ станет государственным центром компетенций, объединяющим производственный, научный и образовательный потенциал страны для разработки и внедрения инновационных идей, новых геологоразведочных методов и технологий. Центр займется лабораторно-аналитическими, геохимическими исследованиями, а также пилотными, опытно-промышленными и научно-экспериментальными работами. Среди основных направлений деятельности — обработка и комплексная интерпретация геолого-геофизических, скважинных и геохимических данных, интегрированный анализ, компьютерное моделирование и оценка прогнозных ресурсов и запасов полезных ископаемых по международным стандартам.
Центр заключил соглашения с ведущими вузами о подготовке специалистов в сфере геологии, а Назарбаев Университет уже заявил о готовности предоставить для ЦГИ земельный участок. Строительство центра планируется начать в нынешнем году. Он будет состоять из нескольких блоков — административно-офисного, лабораторно-аналитического, опытно-промышленного, экспериментального. Здесь же расположатся кернохранилище для содержания и литоподготовки образцов породы к исследованиям, а также палеонтологический и минералого-петрографический музей.

Светлана КРЫМОВА