Место для дискуссий. Общественному совету при Минобрнауки России требуются полемисты

Ряд приоритетных целей и задач, определенных к исполнению Минобр­науки России на 2014 год, представил на заседании Общественного совета при министерстве глава ведомства Дмитрий Ливанов.

Среди основных пунктов новой публичной декларации, озвученной министром: совершенствование профессионального уровня педагогических работников, повышение их заинтересованности в качестве своего труда; развитие общего образования; повышение доступности дошкольного образования; развитие системы дополнительного образования, выявления и развития молодых талантов; обеспечение соответствия качества подготовки профессиональных образовательных программ потребностям российского общества и экономики; развитие высшего образования; расширение доступности образования для людей с ограниченными возможностями здоровья; развитие мероприятий по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; повышение кадрового потенциала и преодоление разрыва поколений в российской науке; повышение уровня информационной открытости.
Так, например, для обеспечения соответствия качества подготовки профессиональных образовательных программ потребностям российского общества и экономики предстоит трудоустроить более 50% выпускников профессиональных образовательных организаций по специальности в течение года после выпуска. 
В области развития высшего образования необходимо добиться вхождения в Тор-200 ведущих мировых университетов (согласно одному из глобальных рейтингов) двух отечественных вузов. И создать при ведущих российских университетах 15 инжиниринговых центров для развития и коммерциализации научных разработок. Планируется также повысить среднюю зарплату профессорско-преподавательского состава вузов до 42 тысяч рублей (в 2012 году она составила 31 тысячу рублей, а в 2013-м — 40 тысяч рублей).
Развитие системы дополнительного образования и выявления молодых талантов потребует создания для мотивированных школьников двух новых специализированных учебно-научных центров в составе ведущих российских университетов и принятия Концепции развития допобразования детей. Почти до полутора миллионов должно вырасти количество детей, принимающих участие в олимпиадах и творческих состязаниях. В 2013 году таковых, по данным министерства, было 683 700.
Свои четкие рубежи намечены на этот год для развития кадрового и инфраструктурного потенциала российской науки. Так, доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности таковых должна достичь 40% (против 39% в 2013 году и 38,7% в 2012-м), а “средний возраст” дорогостоящего оборудования в центрах коллективного пользования снизиться до 4,5 лет (против 4,7 в 2013 году и 5,2 в 2012-м). Для повышения результативности отечественной науки потребуется довести число статей российских авторов в изданиях, индексированных в Web of Science, до 29 600 штук (против 28 752 в 2013 году и 27 884 в 2012-м). А количество результатов интеллектуальной деятельности, ориентированных на промышленное применение, предстоит “вырастить” до 25 тысяч (против 22 160 в 2013 году и 20 067 в 2012-м).
Особое внимание будет уделено и повышению уровня информационной открытости. Для этого потребуется обеспечить соответствие официальных сайтов всех образовательных учреждений требованиям законодательства и создать национальный информационно-образовательный интернет-портал для освещения мероприятий и информирования населения об образовательных программах и организациях, работающих с детьми, молодежью, проявившими выдающиеся способности.
Обозначив основные направления деятельности Минобрнауки России на этот год, Дмитрий Ливанов заявил, что цели, поставленные ведомством в прошлом году, были выполнены и все без исключения показатели достигнуты. И для исполнения заявленного в новой декларации, по мнению министра, имеются все основания.
Присутствовавший на заседании министр РФ Михаил Абызов, отметив важность задач, обозначенных Минобрнауки для реализации в 2014 году, высказался за необходимость публичного представления деклараций и отчетов по ним на региональном уровне. “Важно, чтобы каждый гражданин, глядя на данные цифры, сам мог отслеживать в своем регионе показатели качества образовательного процесса, понимал, как изменится образование в его регионе, чего ожидать в следующем году”, — сказал Михаил Абызов. Повышение качества взаимодействия с референтными группами, по мнению министра, очень важно для реализации стандарта открытости. Он также положительно оценил работу Общественного совета при Минобрнауки России, назвав деятельность ведомства в данном направлении “одной из самых эффективных и результативных”. Отметил министр Абызов и то, что в 2013 году Минобрнауки России было лидером по предоставлению информации в формате открытых данных и, хотя сейчас его в этой области уже теснят другие ведомства, сдавать позиции не следует. Упомянул Абызов и о недостатках: в частности, о задержках с размещением информации на официальном сайте Минобрнауки России, рекомендовав коллегам уделять больше внимания “умению доносить до людей то, что делается”.
Первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк представила в своем выступлении данные об участии членов Общественного совета в разработке и обсуждении нормативно-правовых актов, принимаемых министерством. По ее словам, благодаря их активности было принято, например, новое положение об олимпиадах, с помощью которого удалось увеличить количество участвующих в них детей. При активном содействии совета были разработаны критерии мониторинга эффективности образовательных учреждений, оценки деятельности научных организаций, профессиональный стандарт учителей, комплексная программа по повышению квалификации педагогических работников, концепция развития дополнительного образования и другие документы. В том числе удалось исключить из параметров оценки деятельности губернаторов показатель результата сдачи ЕГЭ в регионе…
Если представленная министром публичная декларация ведомства на 2014 год и информация о коллективных трудах над нормативно-правовыми актами вопросов у участников заседания практически не вызвали, то тема предстоящей ротации состава Общественного совета породила обширную дискуссию. Кого и по каким критериям следует отчислить? Кого ввести в новый состав? Следует ли увеличить общее число участников совета? Сопредседатель Общественного совета Заслуженный учитель России Евгений Ямбург призвал участников встречи отнестись внимательно к столь деликатной теме. Он также отметил, что в нынешнем составе совета “большая наука” и высшая школа представлены слабо, следует подумать, как усилить эту важную “составляющую”. “Нужны люди конструктивные, которые будут не только критиковать, но и предлагать пути решения проблем”, — подчеркнул сопредседатель. Прозвучали предложения расширить состав участников Общественного совета на 6-7 человек.
Еще одним вопросом повестки дня заседания Общественного совета, вызвавшим дискуссию, стал доклад замглавы Минобрнауки России Александра Климова о предложениях по внесению изменений в правила приема в вузы в 2015-2016 годах. Так, предельным сроком для внесения изменений в правила приема вузами предлагается установить 1 октября. Как известно, по действующим правилам приема, 15 февраля вузы размещают на своих сайтах информацию о приеме по перечню специальностей и направлений подготовки с указанием условий поступления и перечня вступительных испытаний. 31 марта публикуются сами правила приема, программы вступительных испытаний, иная необходимая информация.
Другое нововведение связано с учетом индивидуальных достижений поступающих в высшие учебные заведения: в сумму конкурсных баллов, которые учитываются при приеме на обучение, предполагается включить баллы, начисленные за индивидуальные достижения. Видов таких достижений несколько: во-первых, школьные итоговые сочинения, которые планируется оценивать в рамках определенной суммы баллов — не более 10. Причем, как подчеркнул не один раз Дмитрий Ливанов, вуз должен самостоятельно принять решение о том, каким образом и в какой степени учитывать итоговое сочинение, разработав для этого некую собственную шкалу. В школах работы выпускников оценят просто: “зачет”/”незачет”, внесут в аттестат тему и отправят сочинение на хранение в некий информационный банк данных, чтобы при необходимости вуз мог затребовать документ и оценить его самостоятельно. Отдавать или нет свое итоговое сочинение в общем портфолио в вуз абитуриент должен решать сам. Может, ему хватает для поступления имеющихся баллов ЕГЭ. Что касается тем сочинений, то их будет несколько — на выбор, причем не только посвященных творчеству великих, но и иным, в частности историческим, социальным проблемам, чтобы абитуриент мог показать свои знания, анализируя современные события. Члены Общественного совета выразили озабоченность: не превратится ли такой подход к темам сочинений в нынешних обстоятельствах в “экзамен на патриотизм”.
Во-вторых, к индивидуальным достижениям предложено отнести результаты, полученные в различных спортивных мероприятиях: Олимпийских, Паралимпийских, Сурдоолимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, а также значки “Готов к труду и обороне”. Особо было отмечено, что речь идет об учете таких результатов не только в спортивно ориентированных вузах, где эти показатели и так учитываются. Это также касается направлений подготовки и специальностей, не связанных с физической культурой и спортом.
Еще один пункт в перечне достижений школьника, который должен учитываться, — наличие медалей за успехи в обучении. Кроме этого, предлагается принимать во внимание участие в волонтерской деятельности, различных олимпиадах, иных интеллектуальных и творческих конкурсах, физкультурных мероприятиях, проводимых в целях выявления талантливых и способных ребят.
Таким образом, суммируя баллы за вышеуказанные достижения, абитуриенту могут начислить дополнительно не более 10 баллов. А по итогам за все индивидуальные личные достижения, включая школьное сочинение, максимальное количество баллов может составить 20. Членами Общественного совета был высказан ряд замечаний по поводу изменения максимально возможного балла за сочинение. В частности, звучали предложения давать за сочинение не более 5 баллов, а за все остальные достижения — 15. “Выходит, что за одно сочинение можно будет получить столько же баллов, сколько и за медаль или победу в олимпиаде, — заметила директор санкт-петербургской гимназии №56 Майя Пильдес. — При всем уважении к творческой работе это весьма странная диспропорция. “Пятерки” было бы достаточно”. Прозвучали и предложения ввести в список индивидуальных достижений такие критерии, как предпринимательская активность или участие в инновационных конкурсах/олимпиадах… Только вот как именно вузам оценивать такие бизнес-навыки или то же волонтерство абитуриентов, пока не очень понятно. Участники дискуссии выразили обеспокоенность, что не до конца продуманные нововведения могут привести к злоупотреблениям в вузах при принятии решений о том, кому и сколько давать из новых 20 баллов, и высказались за взвешенный подход к претворению задуманного в жизнь.
Не менее бурное обсуждение за заседании Общественного совета вызвал доклад уполномоченного по правам студентов в Российской Федерации, председателя Российского студенческого союза Артема Хромова о студенческом самоуправлении в высших учебных заведениях. В частности, он предложил увеличить до трети число студентов в составе ученых советов вузов, учитывать мнение студсоветов (вплоть до права наложения ими вето) при отчислении студентов, принимать решение о повышении цен на питание, вселении и выселении из общежития только с согласия студсоветов и пр. Предложил глава Российского студсоюза подумать и о выделении средств на финансирование деятельности студсоветов, например, в объеме 0,3% от госзадания вуза… По итогам выступления Хромова было принято решение доработать поступившие предложения о совершенствовании системы студенческого самоуправления, организовать мониторинг современного состояния деятельности студсоветов и, если найдутся вузы, готовые опробовать на себе те или иные предложения по совершенствованию системы студенческого самоуправления, предложить им осуществить задуманное в пилотном режиме.

Нина ШАТАЛОВА

фото с сайта минобрнауки.рф

Нет комментариев