Вызов для вузов. Высшей школе необходимо прислушаться к экономике. Завершился ежегодный Санкт-Петербургский образовательный форум - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Вызов для вузов. Высшей школе необходимо прислушаться к экономике. Завершился ежегодный Санкт-Петербургский образовательный форум

Завершился ежегодный Санкт-Петербургский образовательный форум, который уже десятый раз проводился Комитетом по науке и высшей школе правительства города при участии Совета ректоров вузов, Совета директоров средних специальных учебных заведений, Союза промышленников и предпринимателей северной столицы.

Двуединая задача форума, о которой говорил, открывая пленарное заседание, председатель комитета Андрей Максимов, все эти годы остается неизменной: с одной стороны, представить образовательную палитру города, с другой – оценить яркость и новизну составляющих ее спектра, иными словами, понять, насколько структура и качество подготовки специалистов соотносятся с запросами рынка. Причем не только петербургского: за минувшие 10 лет доля иногородних студентов в питерских вузах выросла с 38 до 68 процентов, в них учатся почти 17 тысяч юношей и девушек из 120 стран, а значит, и выпускники должны быть востребованы повсеместно.
Соотнося спрос и предложение, важно учитывать “структуру момента”. Петербург формирует Стратегию своего развития до 2030 года на фоне осложнившейся экономической ситуации в стране. Правда, как заверил вице-губернатор города Василий Кичеджи, экономика северной столицы развивается динамично, формируя рабочие места, отвечающие ожиданиям молодых специалистов, и высшая школа старается от нее не отставать, хотя по ряду направлений наблюдается дисбаланс.
Отметим в качестве позитивной тенденции, что все вузы Петербурга, имевшие признаки неэффективности в 2012 году, исправились и по результатам прошлогоднего мониторинга преодолели пороговые значения ключевых показателей. Но это, разумеется, не отменяет новых вызовов, ответы на которые и призвано было сформулировать высокое собрание.
Некоторые идеи по этому поводу высказали гости из Москвы. Председатель совета РФФИ академик Владислав Панченко сообщил, что фонд делает для привлечения молодых людей в науку. Так, проводится серия конкурсов по поддержке ведущих научных молодежных школ, а самым популярным стал конкурс “Мой первый грант”: на первый отбор было прислано аж 6,5 тысячи заявок, как правило, от студентов-старшекурсников и аспирантов. 
Заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов рассказал о том, что штаб отрасли продолжит линию на поддержку федеральных и национальных исследовательских университетов – лидеров российского высшего образования, но и они должны до 2020 года выполнить свои обязательства в рамках федеральных программ, искать новые формы взаимодействия. Особое внимание будет уделено программам подготовки профессиональных кадров для регионов и для предприятий оборонно-промышленного комплекса (многим петербургским вузам это сулит дополнительные бюджетные средства), а также, в соответствии с поручением Президента РФ, прикладному бакалавриату, с тем чтобы охватить им до 30 процентов обучающихся.
Директор НИЦ “Курчатовский институт” член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук признался, что в новых вызовах видит источник развития, и предложил в духе своей популярной телепередачи “Истории из будущего” заглянуть в завтрашний день, для которого будет характерна возрастающая роль информационных и нанотехнологий, формирующих из разрозненных знаний целостную картину мира. Конвергентное сочетание нано-, био-, инфо-, когнитивных и социогуманитарных (НБИКС) технологий приведет к созданию принципиально новой техносферы как части живой природной среды, и специалистов, обладающих новым менталитетом, для ее изучения надо воспитывать сегодня, к чему в петербургских и московских вузах (и даже в одной начальной школе!) – партнерах НИЦ “КИ” уже приступили.
Ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета член-корреспондент РАН Андрей Рудской подхватил интеллектуальный вызов коллеги, подчеркнув, что в инновационной экономике знаний все будут решать “кадры компетентные”, ибо компетенции – это знания в действии. Санкт-Петербург остается ведущим центром российского инженерного образования (в городе поддерживают малые инновационные предприятия, центры коллективного пользования, создают технологические кластеры), но разрыв между содержанием образовательного процесса и нуждами реального сектора экономики, между промышленностью – работодателем и техническими университетами – поставщиками специалистов нужной компетенции сохраняется.
Вузы в массовом количестве выпускают линейных инженеров, конструкторов, технологов при дефиците специалистов на позиции высококвалифицированных техников (тот самый прикладной бакалавриат!) и инженеров-исследователей, разработчиков, системщиков, способных осваивать, в том числе, установки меганауки. Все это, в конечном счете, не позволяет создавать глобально конкурентоспособную продукцию нового поколения.
Тему дисбаланса подхватил ректор Национального минерально-сырьевого университета “Горный” Владимир Литвиненко, отметивший, что вокруг Петербурга действуют уже пять “отверточных производств” автопрома, но подготовка для них инженеров-технологов не закреплена ни за одним из вузов города. Опровергнув тезис о “низкой престижности” профессии инженера (конкурс в “Горный” по отдельным специальностям составляет от 3 до 39 человек на место), ректор посетовал на нестыковки, мешающие крепить основу российской экономики – сырьевой комплекс. Он, в частности, выразил недоумение в связи с тем, что уже в течение трех лет университет лишен возможности вести подготовку специалистов для глубокой переработки продукции нефтегазового сектора (есть образовательные стандарты на бакалавров и магистров, а нужны именно инженеры!).
О создании научно-образовательного кластера на базе Федерального медицинского исследовательского центра им. В.А.Алмазова рассказал его директор академик Евгений Шляхто, закончивший доклад поучительным тезисом: “Университет – это место, где ведутся исследования, и только поэтому там учат”.
Иллюстрации к этому и другим тезисам можно было найти на выставке “Профессиональное образование Санкт-Петербурга – 2014”, открывшейся сразу после “пленарки”. Так, заместитель начальника учебного отдела Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии (СПХФА), доцент Валентина Маркова у красочного стенда родного вуза рассказывала посетителям, что его образовательная программа выходит на передний край наук и технологий: представители мировых фармацевтических корпораций читают лекции с помощью телемостов, сами проводят контроль знаний и отбирают кандидатов на стажировки. А на одном из предприятий в особой экономической зоне “Нойдорф” создана кафедра технологии рекомбинантных белков, где студенты занимаются исследованиями и готовят дипломные работы.
Ответственный секретарь приемной комиссии “Горного”, доцент кафедры транспорта нефти и газа Владимир Воронов подтвердил, что университет не испытывает недостатка в абитуриентах, каждый год количество заявлений удваивается. Но отобрать лучших, профессионально ориентированных и мотивированных работать в отрасли не только ради зарплаты все равно непросто. Иным приходится объяснять разницу между инженерами нефтехимического и химико-металлургического производств…
Выставка стала “днем открытых дверей” сразу всех учебных заведений города. В ее традиционном многолюдье завязывались деловые контакты, шли презентации и ток-шоу, непринужденно обсуждались образовательные новинки. Выпускники школ Санкт-Петербурга, Ленинградской области, других регионов, получая информацию из первых рук, могли выбрать место будущей учебы, а значит, и профессию. Широта выбора лишний раз убеждала в том, что Россия – действительно страна возможностей, а Санкт-Петербург – площадка, где можно их реализовать. Хватило бы желания и компетенции!

Аркадий СОСНОВ
Фото Тимура Тургунова

Нет комментариев

Загрузка...
Новости СМИ2