Ученые МГУ нашли возможное лекарство от коронавируса на дне моря

31.03.20
Морские биологи МГУ в составе международной группы исследователей под руководством профессора Германа Эрлиха из Горного университета Фрайберга, разработали метод, позволивший впервые извлечь из морской губки значительный объем (более 30 граммов) редкого вещества аэроплизинин. Благодаря этому стало возможным приступить к активному исследованию воздействия этого вещества на раковые клетки и патогены. В работе показана способность аэроплизинина подавлять развитие в культурах патогенных микроорганизмов и опухолевых клеток. Результаты исследования опубликованы в престижном журнале Materials Scienceand Engineering C.
Морские губки – древнейшие фильтрующие морскую воду животные, ведущие прикрепленный образ жизни на морском дне. В ходе эволюции морские губки выработали уникальные механизмы защиты от хищников и патогенов (вирусов, грибов, бактерий, водорослей). Они научились производить особые химические вещества – так называемые вторичные метаболиты, обладающие антимикробными, антивирусными и другими защитными свойствами. Как известно, некоторые вторичные метаболиты морских губок такие как бромтирозины (в частности, аэроплизинин и изофистуларин) – многоцелевые биологически активные вещества, проявляющие фармакологические свойства, потенциально полезные для лечения целого ряда недугов и инфекций человека.
«Можно ожидать, что выделяемые из морской губки Aplysinaaerophoba бромтирозины, в особенности аэроплизинин и изофистуларин, будут включены в исследования по поиску новых противовирусных, в частности противокоронавирусных, лекарств. Довольно значительные ресурсы этой губки отмечены в Адриатическом море у побережья Черногории, Хорватии и Албании. Немецкие исследователи совместно с коллегами из Черногории уже на протяжении ряда лет ведут активные работы по выращиванию этих губок на небольшом участке морского дна. Благодаря этому уже созданы необходимые технологические и ресурсные основы для производства нужного количества уникальных веществ (бромтирозинов) и новых биоматериалов, создаваемых на основе выделяемых из морских губок трехмерных хитиновых матриц»,
— рассказал один из авторов исследования, ведущий научный сотрудник лаборатории морфологии, экологии и систематики беспозвоночных Вячеслав Иваненко.
Пресс-служба МГУ