Ученые КНР: омикрон возник в результате передачи вируса от человека к мыши и обратно человеку

Китайские специалисты недавно сообщили о новых доказательствах возможного происхождения варианта COVID-19  омикрон от мышей. Это исследование опровергает распространенную теорию о том, что новый штамм развился у пациента с тяжелым иммунодефицитом в условиях затяжной инфекции коронавируса.

Главная идея ученых Китайской академии наук в Пекине такая: мышь каким-то образом инфицировалась человеческим вирусом путем «обратного зоонозного переноса», и в результате SARS-CoV-2  развил все или многие из своих 45 новых мутаций. После этого вирус передался обратно людям.

Эта теория может объяснить, почему омикрон кажется таким аномальным, если его расположить на филогенетическом древе среди других  штаммов. Однако проблема в том, что мышиный гомолог человеческого рецептора ACE2 (hACE2), который вирус обычно использует для проникновения в клетки, мало похож на стандартный белок-шип SARS-CoV-2.

Настолько мало, что надо искусственно вводить hACE2 мышам, чтобы вызвать у них значительный респираторный дистресс. Исследователи провели эксперименты, в которых последовательность hACE2 человека интегрируется в геном хозяина и индуцируется под контролем ряда различных промоторов (активаторов).

Как мог стандартный человеческий вирус распространиться среди мышей? Хотя  омикрон кажется более заразным, он также менее серьезен — он, по-видимому, не нацелен на клетки глубоко в  легких. Эти типы клеток могут включать бронхиолярные и альвеолярные эпителиальные клетки, альвеолярные макрофаги и различные пневмоциты. Одним из возможных объяснений здесь является то, что оmicron не полагается на прием ACE2 и последующее расщепление TMPRSS (мембранно-связанной сериновой протеазы), для заражения. Вместо этого он, по-видимому, предпочитает прямое эндосомное поглощение и расщепление ферментами катепсина.

Омикрон, возможно, произошел от мыши, но что за мышь?
Филогенное дерево Омикрон. Википедия

Авторы рассудили, что если омикрон действительно развился у мыши, то подробные особенности 45 мутаций, которые он при этом приобрел, должны это прямо отражать. Другими словами, поскольку каждый организм имеет разные механизмы репарации ДНК, количество нуклеотидов, предпочтения кодонов, окислительный фон и другие склонности к мутациям, то «молекулярный спектр» их мутаций должен обнаруживать видоспецифичную сигнатуру.

Статья опубликована в  Journal of Genetics and Genomics.

Фото: 13news.ru