Традиционная японская еда может содержать вещества для лечения COVID-19

Натто, блюдо из ферментированных соевых бобов, которое часто подают на завтрак в Японии, появилось на рубеже прошлого тысячелетия. Но согласно новому исследованию, основанному на клеточных культурах, может помочь и с современной проблемой: COVID-19. Результаты работы опубликованы в журнале Biochemical and Biophysical Research Communications.

«Натто — традиционное японское блюдо из ферментированных соевых бобов. Его аммиачный запах и соплеобразная консистенция — это то, что раскололо человечество на два лагеря: ненавидящих натто и обожающих его, — пишет BBC.

Долгое время считалось, что натто способствует более продолжительной и здоровой жизни в Японии — стране с самой высокой продолжительностью жизни на Земле. Здесь проживает более четверти мирового населения в возрасте 65 лет и старше. И натто всегда считалось основным продуктом для предотвращения риска смерти от инсульта или сердечных заболеваний. Теперь исследователи обнаружили, что экстракт липкого натто, имеющего резкий запах, может также подавлять способность вируса инфицировать клетки.

«Традиционно японцы полагали, что натто полезен для их здоровья, — говорит автор статьи Тецуя Мизутани, директор Центра эпидемиологии и профилактики инфекционных заболеваний при Токийском университете сельского хозяйства и технологий (CEPiR-TUAT). — В последние годы исследования выявили научные доказательства этого убеждения. В этом исследовании мы изучили влияние натто на SARS-CoV-2 — вирус, вызывающий COVID-19, и на вирус герпеса крупного рогатого скота 1 (BHV-1), который вызывает респираторные заболевания у животных».

Натто производится путем ферментации соевых бобов с помощью Bacillus subtilis — бактерии, обнаруженной в кишечнике человека и в почве. Исследователи приготовили два экстракта натто из пищи, один с нагревом, другой без. Они применили экстракты к наборам культивированных в лаборатории клеток крупного рогатого скота и людей. Один набор был инфицирован SARS-CoV-2,  второй — BHV-1.

При обработке экстрактом натто, полученным без нагрева, SARS-CoV-2 и BHV-1 утратили способность инфицировать клетки. Однако термообработанный экстракт натто не повлиял ни на один из вирусов.

«Мы обнаружили то, что похоже на протеазу или протеазы — белки, которые метаболизируют другие белки — в экстракте натто, непосредственно переваривающем рецептор-связывающий домен на спайковом белке SARS-CoV-2», — сообщил Мизутани, отметив, что протеаза разрушается в тепле, теряя способность переваривать белки и позволяя вирусу оставаться заразным.

Белок-шип находится на поверхности вируса и связывается с рецептором на клетках-хозяевах. SARS-CoV-2 с неактивным спайковым белком не может инфицировать здоровые клетки. Исследователи обнаружили похожий эффект на BHV-1.

«Мы также подтвердили, что экстракт натто оказывает такое же действие на белки рецепторсвязывающего домена мутантных штаммов SARS-CoV-2, таких как вариант Alpha», — сказал Мизутани.

Хотя результаты многообещающие, ученый считает, что необходимы дальнейшие исследования для определения точных действующих молекулярных механизмов. Он также подчеркнул, что исследование не дает никаких доказательств снижения вирусной инфекции просто за счет употребления натто. После того как компоненты будут идентифицированы и их функции проверены, исследователи планируют перейти к клиническим исследованиям на животных моделях.

«Хотя существуют вакцины от COVID-19, мы не знаем, насколько они эффективны против каждого варианта, — говорит Мизутани. — Также потребуется время, чтобы вакцинировать всех, и до сих пор есть сообщения о новых вспышках, поэтому нам нужно разработать лечение для тех, у кого развивается COVID-19. Эта работа может дать старт направлению в фармацевтике».

Использованы материалы сайта https://www.eurekalert.org/pub_releases/2021-07/tuoa-tjf072121.php