The New York Times: коронавирус поражает жировые клетки

Коронавирус SARS-CoV-2 может напрямую инфицировать жировые клетки и специфические иммунные клетки, обнаруженные в жировой ткани, сообщает The New York Times .

В недавнем исследовании, опубликованном в базе данных препринтов bioRxiv , ученые экспериментировали с жировой тканью, полученной в результате бариатрических операций, чтобы выяснить, может ли ткань быть инфицирована коронавирусом. Они обнаружили, что жировые клетки, известные как адипоциты, могут инфицироваться и развить низкий уровень воспаления. Также было обнаружено, что иммунные клетки, расположенные в жировой ткани (их называют макрофаги), также инфицированы и вызывают гораздо более интенсивный воспалительный ответ.

В дополнение к этим экспериментам команда исследовала жировую ткань пациентов, умерших от инфекции COVID-19, и обнаружила частицы коронавируса в жире, окружающем различные органы. Вирусы, такие как ВИЧ и грипп, могут прятаться в жировой ткани, чтобы спрятаться от иммунной системы.  Несколько экспертов рассказали Times, что SARS-CoV-2 теоретически может сделать нечто подобное, сделав жир резервуаром для вируса.

С первых дней пандемии люди с ожирением сталкивались с повышенным риском развития серьезных симптомов, требующих госпитализации и смерти от COVID-19. В ряде теорий специалисты пытались объяснить, почему жир увеличивает риск неблагоприятных исходов COVID-19.

Во-первых, избыток жира в брюшной полости может давить на диафрагму и таким образом ограничивать поток воздуха в легких; По данным Science, если люди уже изо всех сил пытаются получить достаточное количество кислорода в легкие, они могут хуже справляться с COVID-19 . Кроме того, у людей с ожирением свертываемость крови выше, чем у людей с более низким уровнем жира — это еще одна серьезная проблема в контексте COVID-19.

Кроме того, по мере накопления жира в организме жировые клетки проникают в селезенку, костный мозг и тимус, где вырабатывается множество иммунных клеток. Это может ослабить иммунную систему. Избыток жира также может спровоцировать хроническое воспаление, поскольку жировые клетки выделяют воспалительные вещества, называемые цитокинами, а макрофаги делают то же самое, пытаясь удалить мертвые жировые клетки из организма.

Хотя все эти факторы могут ухудшить результаты COVID-19 для людей с ожирением, теперь есть новые доказательства того, что вирус напрямую поражает жировые клетки.

«Это вполне может способствовать серьезному заболеванию, — сказала Times доктор Кэтрин Блиш из Медицинской школы Стэнфордского университета. — Мы видим те же воспалительные цитокины, которые я вижу в крови  больных пациентов, вырабатываемые в ответ на инфицирование этих [жировых] тканей».

10.12.2021