Симуляция: от коронавируса умрут до 65 млн человек. Мнение эксперта

31.01.2020

За три месяца до начала эпидемии нового коронавируса, в октябре 2019 г.,  американские ученые разработали математическую модель. В ней прогнозировались последствия появления эпидемий, вызванных неизвестными ранее коронавирусами. «Сценарий», созданный исследователями Центра Джона Хопкинса, выглядит жутковато — за первые полтора года пандемия унесет жизни 65 млн. человек. В созданной учеными реальности все происходит так: гипотетический вирус CAPS, зародившись на свинофермах в Бразилии, быстро начинает распространяться по миру. Передается болезнь как ОРВИ или грип, вакцину разработать не удается — кстати, как это произошло и с вирусом SARS. Он вызвал в 2003 распространение атипичной пневмонии, и вакцина против него так и не создана. Согласно подсчетам ученых, уже через полгода почти во всех странах мира выявлены случаи заболевания, а в течение полутора лет вирус, как уже говорилось, способен погубить 65 млн. человек.

Сейчас, когда вирус «живет» не в созданной специалистами симуляции, а уже в реальном мире, всех мучает вопрос: возможно ли подобное развитие событий? И можно ли с помощью математических моделей предсказать масштабы эпидемии? Ажиотаж вокруг вируса во многом искусственный, считает профессор ДВФУ, зав. лаб. вирусологии ФНЦ биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии ДВО РАН Михаил Щелканов. Ученый рассказал «Поиску», что, по его мнению, сегодняшний уровень заболеваемости — результат не вполне эффективных действий китайских властей 2-3 недели назад. Сейчас уже их шаги в направлении исправления ситуации вполне адекватны. Это должно сказаться на эпидемической ситуации через те же 2-3 недели. По поводу математических расчетов у вирусолога мнение такое:

«Ни в коем случае не ставя под сомнение эффективность математических методов, хочу напомнить о том, что важнейшим признаком любого специалиста является понимание естественных границ применимости любой технологии, в том числе  — математического моделирования, — считает Михаил Щелканов. Социальные системы очень сложны, еще сложнее протекающие в них процессы распространения инфекционных заболеваний, в ходе которых изменяются условия функционирования социальных систем (то есть сам объект моделирования). Это тезис хорошо иллюстрируется сегодняшней обстановкой в Ухане и других городах срединного Китая, закрытых в связи с распространением нового коронавируса».

Совет профессора — извлекать «редкие зерна конструктива из вала плевел сегодняшней шумихи вокруг нового коронавируса». Специалист призывает соблюдать меры предосторожности и не забывать об опасностях, которые таят в себе природно-очаговые заболевания (такие как энцефалиты, желтая лихорадка, сибирская язва и др. — Ред.), требующие не эпизодического, а регулярного мониторинга.