Учеными выявлен вариант гена, защищающий от COVID-19

14.01.2022

Международное метаисследование, проведенное учеными Каролинского института в Швеции,  а также их коллегами из США, Канады и других стран, выявило конкретный вариант гена, который защищает от тяжелой инфекции COVID-19. Исследователям удалось точно определить вариант, изучая людей разного происхождения.

Сложность в том, что выделить точный защитный вариант, потенциально способный служить мишенью для лечения тяжелой инфекции COVID-19, непросто — этот участок ДНК заполнен многочисленными генетическими вариантами.

Чтобы идентифицировать этот конкретный вариант гена, ученые прицельно искали людей, несущих только части этого сегмента ДНК. Поскольку  неандертальцы появились уже после древней миграции рода Homo из Африки, специалисты сосредоточились на людях африканского происхождения — им, по мнению ученых ,  не хватает наследия неандертальцев, а значит,  большей части искомого сегмента ДНК. Однако небольшая часть этого участка, отмечают ученые, одинакова как у  африканцев, так и у европейцев.

В процессе работы исследователи обнаружили: люди преимущественно африканского происхождения имели такую ​​же защиту, как и лица европейского происхождения. Это позволило ученым определить конкретный вариант гена, представляющий особый интерес.

«Тот факт, что лица африканского происхождения и европейского имели одинаковую защиту, позволил нам определить уникальный вариант ДНК, который действительно защищает от инфекции COVID-19», — отмечает  Дженнифер Хаффман, первый автор статьи, опубликованной 13 января в журнале Nature Genetics.

Анализ включал  2 787 госпитализированных пациентов африканского происхождения с COVID-19 и 130 997 человек в контрольной группе из шести когортных исследований. 80% лиц африканского происхождения имели защитный вариант гена. Результат сравнили с предыдущим, более крупным метаисследованием лиц европейского происхождения.

По мнению исследователей, защитный вариант гена (rs10774671-G) определяет длину белка, кодируемого геном OAS1. Предыдущие исследования показали: более длинный вариант белка  эффективнее разрушает SARS-CoV-2.

«То, что мы начинаем детально понимать генетические факторы риска, является ключом к разработке новых лекарств против COVID-19», — говорит соавтор Брент Ричардс.

По мнению ученых, эта работа показала, насколько важно включать в исследования людей разного происхождения. Так, например, вариант гена, обнаруженный в ходе этой работы, не удалось бы идентифицировать, если бы изучалась только одна группа.

Фото: nyheter.ki.se