Путает сознание? Вирус SARS-CoV-2 может проникать в головной мозг

По мере продолжения пандемии COVID-19 накапливается все больше данных, которые подтверждают, что люди с этим заболеванием испытывают когнитивные проблемы, в частности, спутанность сознания, а также быструю утомляемость. Возможную причину этого установили исследователи из Вашингтонского университета в Сиэтле, авторы публикации в журнале Nature Neuroscience.

В экспериментах на мышах они показали, что меченый радиоактивным йодом шиповый белок вируса, который называют также белок S1, пересекает гематоэнцефалический барьер. Это физиологический барьер между кровеносной и центральной нервной системами, который есть у всех позвоночных и защищает нервную ткань от циркулирующих в крови нежелательных факторов, в частности, патогенов и токсинов.

Меченый S1 вводили животным внутривенно или через нос. Благодаря шиповому белку вирус попадает в клетки, на поверхности которых есть подходящие для этого рецепторы.

«Обычно такие белки повреждают клетки самим фактом прикрепления к ним, вызывая воспалительную реакцию»,

— отмечает в публикации университета ведущий автор исследования профессор Уильям Бэнкс.

Белок S1, скорее всего, стимулирует выброс мозгом цитокинов и продуктов воспалительной реакции, считает он. Интенсивное воспаление при COVID-19 становится причиной так называемого цитокинового шторма: иммунная система в ответ на вирус и его белки в попытке убить патоген реагирует слишком бурно, а у инфицированного коронавирусом человека начинаются когнитивные проблемы. Бэнкс с коллегами ранее наблюдали подобную реакцию в случае вируса иммунодефицита человека и решили проверить, не происходит ли подобное при попадании в организм SARS-CoV-2.

Белок S1 нового коронавируса и поверхностный гликопротеин gp120 вируса иммунодефицита 1-го типа функционируют сходным образом. Это гликопротеины — белки, на которых есть много сахарных остатков, связывающихся с клеточными рецепторами. Оба белка работают как руки для своих вирусов — они «захватывают» ими рецепторы и, как выяснилось, пересекают гематоэнцефалический барьер, что представляется токсичным для тканей головного мозга.

«Для меня это было как дежавю»,

— говорит Бэнкс, автор множества работ по изучению преодоления гематоэнцефалического барьера гликопротеином ВИЧ.

Начав изучать транспорт белка S1 в организме мышей, авторы обнаружили также, что в обонятельных луковицах и почках мышей-самцов он распространяется быстрее, чем у самок. Этим можно было бы объяснить большую подверженность мужчин тяжелому течению COVID-19.