Пандемия COVID-19 изменила состав микросообщества городских почв в лучшую сторону

01.07.2022

Коллектив ученых факультета почвоведения МГУ проследил изменения сообществ городских почвенных дрожжей после сокращения бытовых отходов во время  пандемии COVID-19. Карантинные мероприятия внутри страны, ограничения на посещение общественных мест, остановка многих производств — все это создало уникальную экологическую ситуацию. Таким образом, представилась возможность исследовать, как резкое снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду повлияет на почву и жизнедеятельность почвенных микроорганизмов. Результаты работы опубликованы в журнале Pedobiologia.

Микроорганизмы соседствуют с нами постоянно, и их видовой состав и активность метаболизма сильно зависят от внешних факторов. Урбанизация вносит значительные коррективы в природные экосистемы, в результате чего в городах становится больше оппортунистических (опасных для людей с ослабленным иммунитетом), патогенных и аллергенных видов бактерий, мицелиальных грибов и дрожжей. Так, в 2020 году сотрудники факультета почвоведения МГУ показали, что в верхнем слое южных городов (Сочи, Симферополь, Майкоп и Краснодар) заметно растет численность и разнообразие санитарно-показательных микроорганизмов группы кишечной палочки, энтерококков, представляющих наибольшую угрозу здоровью человека. В 2019 году в почвах этих же городов было обнаружено высокое относительное обилие оппортунистических аскомицетовых дрожжей, которые относятся к клинически значимым видам.

Обычно в летний период из-за большого потока туристов возрастает количество бытовых отходов, где отлично размножаются микроорганизмы. В 2020 году во многих странах, в том числе и в России, сложилась уникальная экологическая ситуация, вызванная пандемией коронавируса COVID-19. Карантинные мероприятия внутри страны, ограничения на посещение общественных мест, остановка многих производств — все это привело к улучшению состояния окружающей среды, а, например, в Венеции загрязненные каналы самоочистились и в них вернулись рыбы и лебеди.

«Нам представилась уникальная возможность исследовать, как резкое снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду повлияет на почву южных городов России. Репаративные возможности почвенной биоты достаточно высоки, а потому мы можем видеть признаки ее восстановления», — говорит один из авторов исследования, ведущий научный сотрудник кафедры биологии почв факультета почвоведения МГУ Алексей Качалкин.

В 2020 году в изученных ранее почвах было обнаружено на треть больше видов дрожжей за счет развития типичных для ненарушенных почв базидиомицетовых представителей группы. Стало меньше встреченных в 2019 году аскомицетовых дрожжевых грибов, которые относятся к клинически значимым и вызывают кандидозы, прежде всего, у людей с пониженным иммунитетом. В 2020 году тестирование верхнего слоя городских почв на наличие санитарно-показательных микроорганизмов группы кишечной палочки и энтерококков не выявило их превышения ни в одной из проб. При этом в 2019 году в тех же урбаноземах в городах Сочи и Симферополь численность кишечной палочки Escherichia coli и энтерококка Enterococcus faecalis превышала предельно допустимые нормы.

Данные исследования послужат основой для оценки комплексного влияния пандемии  коронавируса на почвы.

Пресс-служба МГУ