Константин Северинов: у нас вряд ли будут достигнуты достаточные показатели вакцинации в ближайшее время

08.07.2021

6 июля Россия вышла на второе место по числу смертей от коронавируса за сутки, обогнав Индию. Умерло более 737 человек – максимум с начала пандемии. Выше, чем в России, суточная смертность только в Бразилии – более 800 человек.

При этом, как заявляют власти, за последнюю неделю темпы вакцинации в стране возросли уже более чем в 1,8 раза. Первый компонент вакцины получили 27 млн человек, оба компонента  – 18,5 млн.

Достаточно ли этого для того, чтобы сдержать распространение инфекции? Что мы сделали не так и что должны сделать, чтобы нас не накрыло новой волной?

О вакцинации, ревакцинации, новых штаммах и причинах высокой смертности от коронавируса в России «ПОИСК» поговорил с микробиологом, профессором Сколтеха и Университета Ратгерса (США), доктором биологических наук Константином Севериновым.

ПОИСК: В странах ЕС (Франция, Бельгия, Португалия, Словения) прогнозируют «четвертую волну» коронавируса. И это несмотря на то, что около 50% населения Евросоюза привиты хотя бы одним компонентом вакцины. Чем вызвано ожидание новой волны и рост заболеваемости?

СЕВЕРИНОВ: Это связано с тем, что появились новые, более заразные варианты вируса, в частности «дельта». Распространение таких более заразных вариантов приводит к повышению количества заболевающих людей, то есть, к возникновению волны. Во всех этих странах уровень вакцинации порядка действительно около 50-60%, что ниже уровня коллективного иммунитета и эпидемиологический процесс поэтому продолжается, в частности среди более молодых, которых начали вакцинировать позже и уровень вакцинирования у них ниже. Но главное – и это нам показала волна в Великобритании – увеличение количества зараженных происходит практически без увеличения смертности, в отличие от России.

ПОИСК: Да, в России, к сожалению, по смертности от ковид ставятся антирекорды. В некоторых больницах заняты все реанимационные койки. Это связано с новым штаммом?

СЕВЕРИНОВ: Пока что прямых данных о том, что новые штаммы связаны с тяжестью заболевания, нет. А койки в реанимациях заняты, потому что больше людей заболевает. А так как у нас подавляющее число людей не вакцинировано, то количество смертей прямо зависит от количества заболевших.

ПОИСК: Если Россия будет наращивать темпы вакцинации, какой сценарий нас ждет? Снижение заболеваемости и смертности или новая волна?

СЕВЕРИНОВ: Сложно сказать. У нас вряд ли будут достигнуты достаточные показатели вакцинации в ближайшее время. Посмотрим, насколько будут эффективны экстренные государственные меры, принимаемые сейчас. Очевидно, что идет в авральном режиме попытка компенсировать фактическое бездействие во время «передышки» в феврале, марте, апреле и мае. Время оказалось упущено.

ПОИСК: На днях была информация, что американские ученые предсказали появление 22 новых мутаций covid-19… Во всяком случае мы уже знаем, что есть альфа, бета, дельта, дельта плюс, сейчас появились лямбда и эпсилон. Сколько мутаций вообще возможно? И если новые штаммы обнаружены в Перу или США, обязательно ли они придут в Россию?

СЕВЕРИНОВ: В греческом алфавите много букв, а штаммы возникают постоянно. Некоторые оказываются успешными, распространяются и вытесняют предсуществующие, некоторые – нет. Конечно, раз появившись, успешные штаммы в Россию тоже придут. Потому что все успешные штаммы, раз возникнув, обладают преимуществом перед предсуществующими и побеждают, хотя бы на время в ходе естественного процесса дарвиновской эволюции. А люди их быстро разносят из областей где они возникают, по всему миру, и в каждой новой стране процесс вытеснения повторяется.

ПОИСК: Будут ли новые штаммы «убегать» от уже существующих вакцин? Придется ли что-то менять в вакцинах?

СЕВЕРИНОВ: Это непонятно. Пока неясно, насколько существующие штаммы действительно убегают от вакцин. Известно, что новые варианты вируса нейтрализуются бОльшим количеством антител, но непонятно, что это означает для течения болезни. Может быть уровень антител у вакцинированных по крайней мере некоторыми вакцинами будет вполне достаточным, чтобы предотвратить инфекцию.

Если предположить, что английская волна (всплеск заболеваемости) связана в основном с «дельтой», и что многие заболевающие вакцинированы, то, так как смертность в Британии не растет, по крайней мере это означает, что вакцинированные хоть и болеют, но болеют легче.

ПОИСК: Сколько человек в стране должны вакцинироваться, чтобы остановить распространение коронавируса? Раньше говорили о 60% населения, но достаточно ли этого сейчас?

СЕВЕРИНОВ: Коллективный иммунитет – это почти умозрительная конструкция, рассчитанная с помощью математических моделей и зависит от многих вещей.  В том числе, и параметра R («R» — индекс, или коэффициент, который означает среднее число заражаемых лиц одним зараженным лицом). Мы точно не знаем, сколько людей может заразить один инфицированный человек. Известно, что «дельта-штамм» в несколько раз более заразен, чем уханьский вариант вируса. Это означает, что скорость распространения инфекции, вызванной этим штаммом, а, значит, и параметр R, возрастает. Следовательно, для подавления инфекционных цепочек потребуется более высокий уровень вакцинации.

ПОИСК: Что еще можно сделать для того, чтобы повысить уровень вакцинации в России?

СЕВЕРИНОВ: Сейчас, по видимому, он резко пойдет вверх, просто потому что население, хоть и нехотя, но вынужденно откликаться на экстренные меры властей, которые создают массу неудобств для невакцинированных. Можно было бы в низких темпах вакцинации обвинить людей за их несознательность, но реально ответственность лежит на ответственных лицах в соответствующих ведомствах. У них было несколько месяцев передышки, когда они могли делать все то, что они сейчас делают, но не на уровне коленных рефлексов и истерических действий.Меры по стимулированию уровня вакцинации можно было принимать более спокойно, последовательно и систематически, а не рассказывать всем, что у всех все плохо, а у нас – хорошо, мы победили.

ПОИСК: Может, власти не делали все быстро, потому что не могли произвести вакцин в достаточном количестве?

СЕВЕРИНОВ: У нас есть данные по клиническим испытаниям на эффективность только одной нашей вакцины. Это «Спутник». По результатам испытаний «Спутник» ничуть не хуже любой другой конкурирующей американской или европейской вакцины. Но мы не знаем, как решаются неизбежные проблемы масштабирования производства вакцин на различных площадках, как решаются проблемы контроля качества и так далее.

ПОИСК: В России началась ревакцинация, и люди, получившие прививку полгода назад, собираются привиться еще раз. Какой вакциной это лучше сделать?

СЕВЕРИНОВ: Единственная вакцина, действие которой доказано на сегодняшний день – это «Спутник». Так что ответ очевиден, если люди хотят руководствоваться рациональными данными. На мой взгляд, ревакцинация в ситуации, когда большинство людей не вакцинировано вообще, – безумное мероприятие, оно ничего не даст. В идеале сначала нужно как можно больше людей вакцинировать хотя бы один раз, а потом уже устраивать кампании по ревакцинации. Если у вас лишь 10-15% вакцинировано, остальные – нет, а вы тем не менее тратите кучу времени, усилий, пиара на ревакцинацию, то вы явно занимаетесь пустым делом.

 

 

Фото на заставке https://sk.ru/media/original_images/severinov_8.JPG 

Нет комментариев