Как улучшить кампанию по вакцинации и добиться глобального иммунитета от COVID-19

В журнале Nature Medicine вышла статья об отношении к вакцинации против COVID-19 в ряде стран “Глобального Юга” (развивающихся странах Азии, Латинской Америки и Африки), подготовленная междисциплинарной коллективом ученых из более чем 30 исследовательских центров и более чем 10 стран, включая НКО «Инновации для борьбы с бедностью» (IPA), Международный центр роста (IGC), Берлинский центр социальных наук (WZB) и Йельский университет. В подготовке статьи также участвовали ученые из Международного центра изучения институтов и развития (НИУ ВШЭ): заместитель директора центра Екатерина Борисова и научный сотрудник Георгий Сюняев.

Исследование опирается на данные более чем 20 000 респондентов, опрошенных в рамках 15 проектов в 10 странах Азии, Африки и Южной Америки с низким и средним уровнем доходов, а также более чем 24 000 респондентов — в России и США. Все данные были собраны в период с июня 2020 года по январь 2021 года. При этом первые опросы были проведены до начала третьей фазы клинических испытаний вакцин от COVID-19. В США и России сбор данных проходил в тот момент, когда правительства этих стран уже одобрили вакцины для массового использования или были близки к этому.

Несмотря на то, что ранее были опубликованы данные об отношении к вакцинации во многих развитых странах, систематических исследований в развивающихся странах ранее не проводилось. Авторы исследования показали, что средний уровень принятия вакцин в этих странах составляет 80% и варьируется от 67% (в Буркина-Фасо и одной из выборок в Пакистане) до 97% (в Непале). Эти показатели оказались значительно выше чем в странах, которые одними из первых приступили к разработке и массовому производству вакцин — США (65%) и России (30%).

Среди наиболее частых причин нежелания вакцинироваться участники исследования назвали опасения по поводу побочных эффектов. Они останавливают 79% американцев, 41% опрошенных — в развивающихся странах и 37% россиян. В эффективности вакцин в развивающихся странах сомневается 19% респондентов, в России — 30%, в Соединенных Штатах почти половина опрошенных — 47%.

Как говорит один из первых соавторов исследования, Георгий Сюняев: «Важной причиной недоверия вакцинам в России и США могло стать быстрое их одобрение регуляторами, не подкрепленное четкой и прозрачной информационной кампанией через медицинских работников и СМИ.  В результате как врачи, так и рядовые граждане стали опираться на нерепрезентативные и непроверенные данные, что может создавать ложные представления о пользе и рисках вакцинации».

«Также показательно, что в России довольно много респондентов затруднились с однозначным ответом. Таких у нас оказалось почти 28%, — продолжает Екатерина Борисова. — Это и есть те люди, которым не хватило информации для принятия решения и которые могут быстро отреагировать на нее. Формирование доверия к вакцинам — главный канал их продвижения, и потенциал для этого есть».

Другим объяснением различий в готовности вакцинироваться между странами Глобального Юга, с одной стороны, и Россией и США, с другой, может быть тот факт, что риски эпидемий в развивающихся странах выше. Так, последняя волна глобального мониторинга «Wellcome Global Monitor», проведенная в 2018 году, показала, что люди в странах с более высоким уровнем доходов чаще скептически относятся к безопасности любых вакцин. Это может быть следствием того, что в этих странах серьезные вспышки заболеваний уже находятся под контролем. В бедных странах, напротив, эта проблема стоит остро, поэтому вакцины и связанные с ними риски могут восприниматься совсем иначе.

По мнению авторов, для быстрого достижения глобального иммунитета и предотвращения появления новых мутаций вируса  SARS-CoV-2 главы развитых стран должны обратить внимание на поддержку кампаний по вакцинации в развивающихся странах, где уровень принятия вакцин гораздо выше. При проведении таких кампаний ученые рекомендуют опираться в первую очередь на медицинских работников, а не на представителей правительства или звезд шоу-бизнеса. Именно врачей как наиболее авторитетный источник информации называли 48% респондентов в развивающихся странах, 36% — в России и 35% — в США.

Пресс-служба ВШЭ

21.07.2021

Нет комментариев