Шведские ученые выяснили, что дополнительные антитела могут защитить от COVID

18.01.2022

Когда мы говорим об антителах против COVID-19, то, как правило, имеем в виду так называемые нейтрализующие антитела, которые блокируют проникновения вируса в клетки. Новое исследование Лундского университета в Швеции показало, что не нейтрализующие антитела также могут быть важны для обеспечения защиты от COVID.

Ученые изучали, как иммунная система борется с вирусом посредством фагоцитоза — способности поглощать инородные частицы у пациентов с COVID-19. Механизм фагоцитоза упрощается, если вредное вещество — вирус — «помечается» антителом.

«Мы заметили, что многие из антител, которые вырабатываются в ответ на COVID-19, являются опсонизирующими, то есть они сигнализируют фагоцитам иммунной системы о поглощении вируса. Наши результаты показывают, что не нейтрализующие антитела, если они способны опсонизировать, также способны обеспечить эффективный ответ на вирус», — отметил Норденфельт.

Свои выводы ученые подтвердили экспериментами на мышах, в которых не нейтрализующие антитела защищали животных от заражения COVID-19.

Исследовательская группа также обнаружила, что количество нейтрализующих антител влияет на процесс фагоцитоза.

Команда идентифицировала и выделила клетки иммунной системы из крови выздоровевших пациентов с COVID-19. Используя несколько методов, ученые определили, какие иммунные клетки взаимодействуют с шиповидным белком вируса, и определили сайты связывания антител. Затем с помощью проточной цитометрии изучили, как эти антитела влияют на фагоцитоз.

Исследователи покрыли гранулы микрометрового размера шиповидным белком, заметив, что доза нейтрализующих антител влияет на фагоцитоз.

Опсонизация — это механизм иммунной системы, при котором увеличение количества связанных антител вызывает более сильный фагоцитарный ответ. Удивительно, но максимальная опсонизация достигается уже при относительно низких уровнях антител. Помимо этого, исследователи наблюдали снижение эффекта. Связывание антител само по себе продолжало линейно увеличиваться, даже когда фагоцитоз снижался, демонстрируя, что именно спайковый белок делает что-то, что вызывает этот сниженный фагоцитоз.

Чтобы убедиться, что эффект не связан с другими факторами, исследователи поставили такой же эксперимент, но на этот раз использовали только моноклональные антитела. Это означало, что использовался только один тип антител (клон) вместо стандартной комбинации тысяч различных антител.

«Это показало ту же тенденцию. До определенного уровня наблюдается линейный эффект дозы от антител. После этого он падает. В основном, когда вы даете слишком высокую дозу, вы не получаете защитный эффект,  — объяснил Ваэль Бахнан, специалист в области инфекционной медицины Лундского университета и первый автор исследования. — Похоже, что-то происходит с шиповидным белком, что приводит к уменьшению взаимодействия с лейкоцитами, что приводит к тому, что иммунная система больше не связывается с вирусом и не нейтрализует его посредством фагоцитоза. Подобные явления были описаны как эффект прозоны и они наблюдались в экспериментах с пневмококком и малярией. Однако это не было связано со снижением фагоцитоза, поэтому нет уверенности, что эффект связан с тем, что мы наблюдаем в наших экспериментах», — заключает Ваэль Банан.

 

 

Елена Краснова

 

 

Источник

 

Нет комментариев