Опция для расторопных. Пандемия подсказала инноваторам неотложные решения

21.06.2020

 В конце учебного года преподавателям пришлось срочно налаживать онлайн-связь со своими подопечными и формировать образовательные медиапродукты. Для многих эта ситуация стала стрессовой. Как, не имея специальных навыков, к примеру, изменить фон в Zoom, разослать задания или наладить онлайн-тестирование? На помощь поспешили расторопные инноваторы, включая креативную молодежь, оперативно пополняющую сегодня интернет-пространство новыми актуальными предложениями.

Найти ответы на все обозначенные выше и другие вопросы, научиться пользоваться необходимыми для этого онлайн-сервисами поможет, к примеру, портал для учителей и учеников под названием «Как просто? Медиа», при создании которого учитывались успешные личные практики педагогов. Эта выпускная работа магистранта НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Евгения Артамонова — один из 33 авторских и групповых проектов, претендующих в этом году на победу в финале Конкурса инноваций в образовании (КИвО). Вот уже в седьмой раз его проводит Институт образования НИУ ВШЭ при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ). С 2016 года соорганизатором КИвО стал «Рыбаков Фонд».
В конкурсе — одиннадцать номинаций. Для наиболее перспективных, успешно «обкатанных» в кризисных условиях перехода к удаленному обучению предусмотрена тема CovEd. Специальную поддержку таким проектам, появившимся в ответ на вынужденный переход образования в дистанционный режим (как, например, проект Е.Артамонова), обещает АСИ. Эксперты агентства оценят эффективность скорой инновационной помощи преподавателям в удержании студентов и школьников у компьютерных экранов, организации групповой работы онлайн и проверки знаний, как и при решении многих других неотложных задач.
— Считаем, что сбор практик и проектов, которые позволят образованию соответствовать требованиям момента, — очень важная инициатива. Мы все понимаем, что пандемия пройдет, а наработки в дистанционном образовании сохранятся, — подчеркнула директор конкурса Диана Королева в ходе онлайн-дискуссии «Инновационный ответ на шоковую трансформацию образования», в рамках которой и были объявлены полуфиналисты. Теперь их ждет летняя школа, по сути, акселератор, где прошедшие первый этап авторы проектов будут «доводить» свои разработки, получая индивидуальные методические и бизнес-консультации и одновременно демонстрируя экспертам свои знания, творческий потенциал, умение работать в команде. Все это пройдет, разумеется, в дистанционном формате. Финал состоится в октябре в Москве и станет частью программы форума «Открытые инновации». Победитель традиционно получит грант на поездку в любую точку мира (travel grant) для презентации своего проекта.
Вице-президент по издательской деятельности ГК «Просвещение» Виктория Копылова считает, что будущее за смешанными форматами и симбиозом классических и современных подходов в образовании. По ее словам, школы, практиковавшие такой формат до пандемии, адаптировались к условиям форс-мажора лучше остальных. На проекты, соединяющие офлайн и современные формы обучения, нацелена конкурсная номинация «Цифровая реальность».
Грядущий бум образовательных инноваций предсказал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин:
— Активные люди в кризис были заняты делом, не у всех дошли руки до заявок. При этом мы видим, что возникли новые запросы в целом ряде областей и все эти ниши будут в ближайшие годы заполняться инновационными решениями.
Между тем заявки на участие в КИвО были приняты в общей сложности у 405 претендентов из 102 населенных пунктов России, Белоруссии и Киргизии. Более всего — из Москвы (57) Санкт-Петербурга (34), Новосибирска (25) и Екатеринбурга (24). В сфере высшего образования были представлены 122 проекта.
В коммерческих инвестициях, согласно статистике организаторов, заинтересованы 82% авторов конкурирующих инноваций, 75% требуются экспертная помощь и содействие в продвижении. Конкурсанты ищут единомышленников (73%), от 64 до 57%, по их собственным отзывам, нуждаются в благотворительных инвестициях, менторской поддержке и поддержке госорганов, а более половины (55 %) — в последователях.
Средний возраст участников конкурса в 2020 году — 35 лет. Высшее образование имеют 86%, у 18% есть ученая степень. В 18% случаев это преподаватели, научные сотрудники или представители руководства вузов, а 2% авторов проектов — специалисты органов управления образованием. Школьники и студенты университетов составляют 14% участников КИвО, а 17% от общего числа конкурсантов приходятся на предпринимателей и сотрудников организаций, не связанных с образовательной сферой.
Всего за время проведения КИвО с 2014 года жюри конкурса рассмотрело более четырех тысяч проектов, предложенных авторами из всех регионов России и 20 зарубежных стран. Ежегодные состязания инноваторов и предпринимателей в сфере образования охватили более 12 тысяч человек, свыше 150 победивших в конкурсе разработок успешно реализуются в настоящее время.

Татьяна ВОЗОВИКОВА 

Нет комментариев