Дополняя реальность. Студенты придумывают образ города цифровой эпохи

Такого размаха не ожидали и сами организаторы. Задумав провести на Первом международном форуме университетских городов в 2016 году отдельное студенческое мероприятие, сотрудники Департамента науки и высшего образования Администрации Томской области и представить не могли, что студенческая площадка добавит «взрослому форуму» изрядную толику креатива. Обороты набирали постепенно: обсудив на форуме 2016 года, что мешает их родному кампусу быть самым лучшим, студенты городских университетов стали предлагать конкретные технические решения, чему весьма способствовал проводимый в рамках площадки Uni4City конкурс студенческих проектов.

Например, одним из победителей первого конкурса стал студент 4-го курса Томского государственного университета (ТГУ) Руслан Шкута, предложивший открыть в общежитиях ландроматы — прачечные самообслуживания. Проект требовал совершенно ничтожных вложений, но решал насущные бытовые проблемы многих студентов. В 2017 году студенческая площадка вышла далеко за пределы Томска: в ней участвовали 130 студентов из 12 российских вузов, половина из них — иностранцы. Молодые люди нашли в ходе квеста наиболее известные студенческие места города и в рамках форсайт-сессии разработали предложения по улучшению инфраструктуры кампуса и благоустройству территории, чтобы сделать лицо города более привлекательным. Среди призеров конкурса студенческих проектов — «Формирование безбарьерной среды в вузе» (ТУСУР), «План мероприятий по улучшению кампуса Новосибирского государственного технического университета» (НГТУ)», проект «Сковородка», посвященный благоустройству территории перед главным корпусом Алтайского государственного технического университета, настольная игра «Сессия в ТГУ» и многие другие.

От трамвая к монорельсу

Неудивительно, что в 2018 году в ходе третьего форума состоялась полноценная студенческая проектная сессия. В течение одного дня участники искали пути и способы решения главных проблем университетского города. Студенческие команды под руководством модераторов рассматривали несколько актуальных направлений. Тема «Развитие экспортного образовательного потенциала» требовала творческого подхода — нужно было придумать, как сделать Томск еще более притягательным вузовским центром для абитуриентов из ближнего и дальнего зарубежья.

Команда, которой выпала тема «Пространственное развитие университетского города», должна была поломать голову над тем, чтобы город стал максимально удобным, особенно в смысле пространственного зонирования и транспортного сообщения, как для студентов, приехавших сюда на время учебы, так и для томичей. И, наконец, группе, которой досталось направление «Развитие кадрового потенциала и повышение качества жизни», необходимо было найти ответ на вопрос, что нужно, чтобы студенты, получая в Томске образование в сфере высоких технологий, не только становились классными специалистами, но и оставались здесь работать, внося вклад в развитие региона.

В заключительный день форума студенты представили окончательные варианты своих проектов отечественным и зарубежным экспертам Международного форума университетских городов. Среди наиболее легко осуществимых проектов можно отметить новый «студенческий» трамвайный маршрут со специально оборудованными под нужды молодежи (Wi-Fi, киоски) остановками в традиционных местах скопления студентов. Прокладывать новые трамвайные пути не требуется — можно грамотно скомпоновать имеющиеся маршруты.

На Четвертом форуме университетских городов (2019) дошло до того, что на заключительном пленарном заседании вместо запланированных выступлений ректоров томских вузов по предложению губернатора Томской области Сергея Жвачкина слово дали студентам города, которые в составе девяти команд три дня работали над проектом межвузовского многофункционального кампуса.

В завершение встречи Жвачкин попросил своего заместителя по научно-образовательному комплексу Людмилу Огородову собрать все предложения студентов, чтобы представить наиболее перспективные идеи томской молодежи Правительству РФ. Согласно задумке модераторов во главе с бессменным организатором студенческой площадки Ольгой Ковалевой (Департамент науки и высшего образования АТО) «креативили» по трем направлениям: центр притяжения для молодых исследователей; инфраструктурно-архитектурные решения, связывающие территории томских университетов; кампус — пространство для жизни или драйвер развития региона.

Среди наиболее оригинальных предложений можно отметить круглосуточно работающие лаборатории, межвузовскую платформу SciFinder для единого расписания и навигации по кампусу с помощью дополненной реальности, монорельс в качестве городского транспорта, теплицы, в которых выращиваются овощи и фрукты для студенческой столовой, и, конечно, ядерный реактор для энергоснабжения университетского городка и исследования материалов.


Кампус без границ

В этом году тема онлайн-форума «Город-университет: цифровые vs реальные сообщества и пространства» требовала нетривиальных решений в области цифровизации. Более 300 участников из российских и зарубежных вузов обсудили новые возможности и проблемы высшего образования в контексте цифровизации и в условиях пандемии.

В рамках международной студенческой площадки Uni4City проводился конкурс студенческих проектов по теме «Университетский город цифровой эпохи». Заместитель губернатора по научно-образовательному комплексу Л.Огородова, приветствуя участников форума, отметила, что ждет от экспертов и студентов интересные идеи и предложения по цифровизации в сфере науки и образования, которые станут основой трансформации всего региона.

«Изменения, которые будут происходить в научно-образовательном комплексе, затронут все городские сообщества и пространства. Содружество города и университета в этом процессе станет залогом успеха в глобальной конкуренции между университетами», — подчеркнула вице-губернатор.

Открытый международный онлайн-конкурс студенческих проектов «Университетский город цифровой эпохи» собрал 150 участников, объединенных в 9 интернациональных межуниверситетских студенческих команд. Помимо Департамента науки и высшего образования Администрации Томской области организаторами конкурса стали Томский государственный архитектурно-строительный университет и Томский государственный университет.

Проекты были представлены в трех номинациях: «Потенциал моего университета — для развития города», «Как повысить привлекательность университетского города», «Как улучшить мой кампус». Среди представленных студентами проектов особое внимание привлекли работы студентов ТГАСУ. Были выделены креативные решения Кристины Коршуновой по дизайну рекреационных пространств в южной лесопарковой зоне Томска, Анастасии Студницкой — по благоустройству территории Университетского озера, Дарьи Колмогоровой — по дизайн-коду уличного пространства микрорайона Каштак. Эти и другие проекты, направленные на то, чтобы студенческий город Томск стал точкой притяжения креативной молодежи, получили заслуженные награды при подведении итогов конкурса.

Тема кампуса и архитектурного облика университетского города проходила красной нитью через заседания и «взрослого форума», и студенческой площадки. На круглом столе «Кампус в экосистеме университетского города» ректор Новосибирского государственного университета архитектуры и дизайна (НГУАДИ) Наталья Багрова рассказала, что по просьбе СО РАН студенты и преподаватели НГУАДИ уже анализируют архитектурный облик Новосибирского Академгородка, чтобы подготовить предложения о его возможной модернизации.

По словам профессора НГТУ, доктора социологических наук Ирины Скалабан, специфика становления университетского образования в сибирских городах сформировала разные пространственные модели кампусов ведущих университетов. Кампусы распределенного и локального типов были исследованы в рамках проекта РФФИ и французского фонда Fondation Maison des Sciences de l’Homme (номер проекта 18-510-22001). Например, в Томске университеты и часть студенческих общежитий сконцентрированы в центре и представляют собой часть исторического наследия города, а в Новосибирске кампусы стихийно распределены по всему огромному городскому пространству.

Расположение университетов в центре создает условия для формирования культурной и креативной среды, поддерживает у иностранных студентов чувство безопасности, однако наличие четких, идентифицируемых границ может мешать интеграции между студентами и местным сообществом. По мнению исследователей, если кампус расположен в центре города, но изолирован и накрывает обитателей своеобразным «пузырем», то студенты живут в городе, но не взаимодействуют с горожанами. Со своей стороны, жители воспринимают ограду как физическое, социальное и символическое препятствие при доступе в кампус, даже если официально он открыт для всех.

Оживляя наследие

Как Томску избежать подобных «пузырей», обсуждали на круглом столе «Какой должна быть архитектурная среда университетского города? Архитектурно-дизайнерские решения в студенческих проектах». Его вел декан архитектурного факультета ТГАСУ Владимир Коренев. На круглом столе рассматривались студенческие проекты, охватывающие самые различные стороны градостроительного развития Томска как города-университета. Это и стратегические решения, связанные с расширением кампусной инфраструктуры на пустующих площадках неработающих промпредприятий, и яркие предложения по дизайну архитектурной среды на университетских территориях.

Особый интерес вызвали презентации, посвященные реставрации исторического наследия и приспособлению архитектурных памятников для целей студенческого города. Так, Екатерина Супрунь предложила превратить историческое здание на улице Розы Люксембург в кондитерскую лавку «Кроличья нора». Не остался без внимания молодых участников Пятого международного форума университетских городов и мировой опыт: советник Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Владимир Коренев провел для них мастер-класс «Современная архитектура университетов мира», а включения онлайн-площадок Бата, Дижона и Гренобля позволили обсудить с зарубежными сверстниками студенческие проблемы эпохи глобальных ограничений.

Пятилетний опыт организации и проведения международной студенческой площадки Uni4City показал, насколько важно вовлекать молодежь в решение актуальных городских проблем. А инициированная Департаментом науки и высшего образования Администрации Томской области совместная работа межвузовских команд позволяет находить креативные решения в стратегически значимых направлениях развития университетских городов.

Ольга Колесова

Фото предоставлено Администрацией ТО

Нет комментариев