Крошечные клещи, живущие на нашей коже, близки к вымиранию. И это плохая новость

22.06.2022

Микроскопические клещи, которые живут в порах нашей кожи, используют жир, который мы производим. Ими крошечные существа подпитываются во время «сеансов спаривания». Звучит жутковато, но, оказывается, присутствие этих существ размером 0,3 мм полезно для нас. И если раньше клещей обвиняли в появлении акне, розацеа и зуда кожи головы, то сейчас мнение ученых такое: клещи помогают порам кожи не забиваться, избавляя их от жира.

«Клещей обвиняют во многих вещах, — сказал доктор Хенк Брейг , соавтор нового исследования. — [Но их] давняя связь с людьми может свидетельствовать о том, что они также могут играть простую, но важную полезную роль, например, держать поры на нашем лице незабитыми».Клещи почти видны человеческому глазу, и они ползают по всему телу, пока вы спите.

Ученые из Бангорского университета и Университета Рединга в новом исследовании говорят, что существование  крошечных клещей Demodex folliculorum  находится под угрозой.

Первое в истории исследование ДНК клещей показало: их долгое соседство с людьми способствовали потере большей части генетического разнообразия организмов и приблизила к эволюционному тупику. При очень небольшом количестве случаев смешивания клещей пары спаривания передавали одни и те же гены в течение миллионов лет и теряли те, которые были ненужными. Поскольку они не могут защитить себя от УФ-излучения, клещи днем ​​прячутся в ваших порах, а ночью выходят, чтобы поесть и совокупиться.

Но в какой-то момент членистоногие потеряли ген, вырабатывающий мелатонин — химическое вещество, которое ночные животные используют, чтобы не спать. К счастью для клещей, мелатонин вырабатывается организмом человека, в том числе кожей. Несмотря на родство клещей с людьми  и другими животными с тех пор, как млекопитающие впервые появились на Земле около 200 миллионов лет назад,  демодекс  фактически находится на пути к исчезновению. Анализ генома членистоногих показал, что они могут передаваться только от матери к ребенку. То есть клещи одного человека никогда не смешаются с клещами другого.

По мере того, как поколения приходят и уходят, различий в ДНК клещей становятся все меньше и меньше. Когда-нибудь их генофонд будет настолько мал, что они вымрут.

Генетический анализ также развеял одно давнее представление о клещах: что они не имеют ануса и держат все свои фекалии на протяжении всей  жизни, которая продолжается 2-3 недели. Когда-то исследования ученых предполагали, что это свойство невидимых жителей нашей кожи вызывает ее воспаление и прыщи. Но это оказалось ошибкой.

Ученые настаивают: помощь этих крошечных существ в поддержании здоровья нашей кожи означает, что мы можем считать их одним из наших симбионтов — пожизненных партнеров, совместное существование с которыми приносит пользу обоим, пишет science focus.