Homo luzonensis. На Филиппинах найдены останки нового вида древних людей

В пещере Кальяо на филиппинском острове Лусон найдены останки, которые принадлежат ранее неизвестному виду гоминидов. Пещера знаменита тем, что 15 лет назад здесь нашли кости «хоббитов», учёные смогли убедиться, что на изолированных островах эволюция человека приводила к неожиданным поворотам. Подробно об экспедиции пишет National Geographic .

Находки были сделаны группой археологов под руководством Арманда Сальвадора Михареса из Национального музея в Маниле и палеоантрополога Флорана Детруа из Музея человека в Париже. Михарес обнаружил пещеру Кальяо, которая находится примерно в 25 км к северо-востоку от города Тугегарао, еще в 2003 году, и там нашлись свидетельства человеческой деятельности возрастом около 25 тысяч лет. Но глубже, чем на метр с небольшим, археологи тогда не погрузились. Но после того, как обнаруженный здесь же «хоббит» прогремел на весь мир, было решено вернуться в пещеру и копнуть глубже.

Пещера Кальяо. Источник: National Geographic

Вначале команда археологов на глубине 2,5 метров нашла почти полную кость стопы, похожую на человеческую. Её возраст оценили в 67 тысяч лет.

Это стопа Homo luzonensis, её длина примерно 2 см, а изгиб больше характерен для австралопитеков. Источник: National Geographic

К 2015 году у исследователей уже были останки, принадлежащие трём разным людям. Антропологи нашли по две фаланги пальцев рук и ног, фрагмент бедренной кости и семь коренных зубов. Останки представляли собой «смесь» как прогрессивных, так и примитивных черт и не были похожи ни на один из известных видов людей. Ученые назвали неизвестный вид людей Homo luzonensis.

Зубы Homo luzonensis. Источник: National Geographic

Небольшие размеры и относительно простые формы зубов напоминали более современных представителей рода Homo, но вместе с тем один верхний премоляр (малый коренной зуб) имел три корня. Эта особенность встречается менее чем у трёх процентов современных людей. При этом кость ноги напоминала больше древних австралопитеков, живших в Африке около трёх миллионов лет назад. Извлечь ДНК из окаменелостей не удалось.