Кит на четырёх ногах. Учёные описали древних млекопитающих

Палеонтологи из пяти стран под руководством Оливье Ламбера (Olivier Lambert) из Королевского бельгийского института естественных наук проанализировали и описали останки четвероногого кита, найденного в Перу около 10 лет назад.

Окаменелости китообразного нового рода и вида Peregocetus pacificus обнаружили в отложениях, сформировавшихся примерно 42,6 миллионов лет назад. От скелета сохранилась нижняя челюсть с зубами, кости передних и задних конечностей, ребра и позвонки. По строению конечностей и небольшим копытам было установлено, что это животное могло не только плавать, но и передвигаться по суше, информирует Current Biology.

Это первый достоверный скелет четвероногого кита, обитавшего в Тихом океане. Возможно, это древнейшие [окаменелости [окаменелости китообразных] в Америке и наиболее полные, найденные за пределами Индии и Пакистана,

— сообщил Оливье Ламбер, руководитель группы палеонтологов.

Photo: O.Lambert et aL / Current Biology, 2019

В ходе молекулярных исследований удалось установить, что длина древнего кита составляла четыре метра (вместе с хвостом). На передних и задних ногах у него были маленькие копыта. А, судя по удлиненной морде и крепким передним зубам, животное, скорее всего, охотилось на крупную добычу. Эксперты полагают, что ближайшими родственниками китообразным приходятся парнокопытные. А то, что хвостовые позвонки исследованного кита схожи с позвонками бобров и куниц, дает основания полагать, что во время плавания он активно пользовался хвостом. В то же время, таз, плотно прилегающий к крестцовому отделу позвоночника, углубление на бедре и сохранение небольших конечностей указывают на то, что животное могло свободно передвигаться и по земле.
Помимо всего прочего, анализ останков найденного Peregocetus pacificus помог палеонтологам понять, как эволюционировал китовый ус. Учёные предполагают, что он возник уже после редукции зубов. А предпосылкой к его возникновению стало всасывание воды и беспозвоночных в рот.

Интересно то, что анализ останков этого кита подтвердить гипотезу о том, что древнейшие китообразные из Азии мигрировали в Америку, преодолев длиннейший путь через Южную Атлантику. Ранее палеонтологи предполагали, что китообразные могли попасть в Новый свет либо через Северную Атлантику, вдоль побережья Европы и Гренландии, либо вдоль западного африканского побережья и через Южную Атлантику. Но, судя потому, что окаменелости перегоцета нашли на побережье Перу, китообразные добирались до Америки через Южную Атлантику.

Photo: O.Lambert et aL / Current Biology, 2019

НА ЗАМЕТКУ:

До сих пор древнейшим протокитообразным считался пакицет, обитающий около 50 миллионов лет назад на территории современного Пакистана. Этот небольшой хищник охотился на пресноводных животных. Пакицет чем-то напоминал собаку. А строение внутреннего уха, зубов и челюстей роднило его с китами.

Более поздние китообразные, протоцетиды, «переехали» из Азии в Европу, Африку и Северную Америку 35-48 миллионов лет назад. Они имели и передние, и задние конечности, и тоже чувствовали себя на суше «как рыбы в воде». Предполагается, что у них был хвостовой плавник и перепонки на лапах. А передвигались они так же неуклюже, как и тюлени, полскольку большую часть времени проводили в воде.