Все кончится миром. Как пережить заморозку международных научных контактов?

На недавно завершившейся конференции «Цифровые международные отношения-2022» в МГИМО были подняты острые вопросы, касающиеся взаимодействия российских и зарубежных исследователей и роли цифровизации в поддержании научных контактов.

Началось мероприятие с пленарной сессии «Международные отношения в условиях цифровизации общественной жизни». Тон обсуждениям задал министр иностранных дел России Сергей Лавров, который напомнил, что встреча проходит на фоне серьезно осложнившейся ситуации в мире.

Министр отметил, что в меняющейся реальности появляются новые технологии и это влечет за собой смену привычных парадигм. Пандемия коронавирусной инфекции ускорила набиравшие силу в последнее десятилетие тенденции, придав мощный импульс переходу в цифровую сферу многих аспектов повседневной деятельности, включая государственное управление, деловую активность и образование. Однако далеко не все атрибуты привычной жизни можно перевести в цифру.

«Не сбылись предсказания о полном и бесповоротном уходе значимых общественно-политических процессов и коммуникаций в виртуальную среду. Невозможно заменить живое человеческое общение во всех без исключения сферах жизни. Его значение особенно велико в дипломатии, где многие самые важные проблемы поддаются решению исключительно в ходе прямых (личных) доверительных контактов», — отметил глава МИД.

Важность доверительных контактов в науке, равно как и деловых коммуникаций с зарубежными коллегами и организациями, трудно переоценить.

На текущей ситуации, касающейся международного научного взаимодействия, подробно остановился президент РАН Александр Сергеев. Он напомнил о научной дипломатии и трех ее составляющих (наука для дипломатии, дипломатия для науки, наука в дипломатии) и в привязке к теме встречи предложил аналогичным образом взглянуть на цифровизацию.

Александр Сергеев подчеркнул, что международное научное сотрудничество необходимо, чтобы поддерживать соответствующий уровень науки и технологий. Но при нынешнем отношении западных стран к контактам с российскими учеными очень трудно без взаимодействия с дипломатией продвигать наше присутствие в мировом научном пространстве.

Что же делать в этих условиях? Глава РАН отметил, что контакты со всеми западными учеными, которые хотят сотрудничать с российскими коллегами, продолжаются. Но если речь идет о научных организациях, даже об академиях наук, то положение непростое. «Никогда такой ситуации не было», — констатировал Александр Сергеев. По его словам, руководители академий наук ряда стран отказываются от взаимодействия. Например, после обмена предложениями об организации онлайн-встреч, дискуссий их проведение откладывают или срывают, объясняя тем, что РАН — организация, которая находится в политическом поле и контакты с ней запрещены.
В результате сейчас заморожены отношения с большинством академий наук, с которыми прежде развивались деловые контакты, были иностранные члены с той и другой сторон. В числе таких организаций и Академия наук Германии («Леопольдина»), и Французская академия наук, и Национальная академия наук США. «Ряд академий даже сделали заявления, которые являются агрессивными», — с сожалением признал Александр Сергеев.

«Мы понимаем, что любая война кончается миром и надо будет возвращаться к нормальному сотрудничеству, в том числе и в области науки. Поэтому очень важно сейчас самим не поддаваться эмоциям, не рвать отношения и пытаться сохранить то, что есть, и там, где это возможно», — констатировал глава РАН.

По его словам, «на южном и восточном направлениях тоже все непросто». Китайские научные коллеги нажали на «паузу», и уже в течение месяца не удается выйти с Китаем на серьезное обсуждение создавшейся ситуации, несмотря на прежнее прекрасно выстроенное сотрудничество с регулярным общением.

Но есть и позитив — хорошим примером является Индия. РАН активно продвигает сотрудничество с научными организациями этой страны. В ближайшее время предстоят обсуждения возможных совместных проектов по «фарме, космосу, цифре». Глава РАН обратился к дипломатам с призывом «помочь продвигаться в плане укрепления научных контактов с Индией, в том числе и в области цифровизации». Александр Сергеев еще раз подчеркнул, что, несмотря на всю сложность развития ситуации, нужно пытаться сохранить отношения.

Отметим, что слова Александра Сергеева о проблемах в научном взаимодействии с Китаем вызвали большой резонанс, и вскоре появились комментарии вице-президента РАН Юрия Балеги на этот счет. По его словам, «сотрудничество РАН с китайскими коллегами находится сегодня на очень высоком уровне».

«Научное взаимодействие с Китаем — первый приоритет в нашей международной повестке, и мы продолжаем укреплять эти связи даже в сегодняшних непростых условиях. В последнее время мы отметили некое замедление в нашей переписке. Но нужно понимать, что Китай — это особая цивилизация, у них все сложнее устроено. Так, китайские ученые могли и раньше в течение длительного времени обдумывать какие-то вопросы, брать паузы в общении — это вполне естественно. Именно это и имел в виду глава РАН. Интерпретировать эти небольшие заминки как приостановку сотрудничества неправильно», — цитирует слова Юрия Балеги пресс-служба РАН.

А позже и официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь отметил, что Китай и Россия продолжают наращивать сотрудничество в науке, поскольку потенциал взаимодействия огромен. Он подчеркнул, что активные научные связи являются важной составляющей отношений двух стран. «Насколько нам известно, Китай и РФ продолжают развивать регулярное сотрудничество в научной сфере, это важная составляющая китайско-российского взаимодействия. Мы добились плодотворных результатов в данном направлении», — сообщил Чжао Лицзянь, отвечая на вопрос ТАСС.

Касаясь «цифровой дипломатии», в том числе в науке, Александр Сергеев отметил роль искусственного интеллекта в обработке больших данных. Информация, содержащаяся в Big Data, исключительно разнородная, к тому же она подвержена не только обилию фейков, но и сознательному искажению. Здесь возникает вопрос: как сделать так, чтобы информация, посылаемая в общество, была достоверной? В области дипломатии сознательное искажение — это огромный вызов, которому специалисты по искусственному интеллекту должны уделять большое внимание.

Александр Сергеев напомнил о понятии «доверенный искусственный интеллект», который сейчас активно развивается во всем мире. Насколько мы можем верить тем выводам, которые делает искусственный интеллект? Это сложнейший фундаментальный вопрос, который предполагает осмысление того, как построить отношения с ИИ, чтобы получать максимальное количество правдивой информации.

«Ведь достаточно вбросить в данные какое-то количество фейков, и обработка пойдет не так, и выводы будут сделаны неправильные», — заключил Александр Сергеев.

О беспрецедентных возможностях новой цифровой реальности упомянул и министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, отметив, что «цифровые технологии стали неотъемлемой частью как образовательного процесса, так и научных исследований, в том числе в рамках программы проектов международного сотрудничества».

Светлана БЕЛЯЕВА

Нет комментариев