Один на всех. Депутаты предложили создать Информационно-аналитический центр ЕАЭС

Центральная тема прошедшего недавно II Евразийского экономического форума — евразийская интеграция в многополярном мире. В числе приоритетных направлений развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — углубление научно-технического сотрудничества между странами-участницами. Важнейшая задача — создание нормативно-правовой базы для взаимодействия на уровне государств, а не отдельных организаций. Об этом говорил, выступая на тематической сессии «Научно-техническое сотрудничество и профессиональное образование: основные приоритеты Евразийского экономического союза», первый заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по науке и образованию Владимир Сипягин. «Члены нашего союза дифференцированы по своему научно-экономическому потенциалу, наши системы образования еще недостаточно совместимы. В этой связи возникает проблема дисбаланса — потенциальной утечки в Россию кадров из других стран. Решить эту проблему можно, создав законодательный фундамент для сближения наших профессиональных стандартов, — пояснил свою мысль депутат. Он призвал усилить межпарламентскую работу, привлекать к ней экспертов и предложил создать единый Информационно-аналитический центр (ИАЦ) для оценки научного потенциала вузов и исследовательских институтов, чтобы создавать коллективы, способные предложить коммерчески успешные технологии.

Развитию научно-образовательного сотрудничества на пространстве ЕАЭС была посвящена пресс-конференция в МИА «Россия сегодня».

«При формировании любой интеграции приходится часть национального суверенитета передавать в наднациональную структуру, и для некоторых стран это — болезненный, сложный шаг, — объяснил руководитель Экспертного совета по вопросам международного и образовательного сотрудничества Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Дмитрий Репников. — Задача парламентариев заключается в том, чтобы, учитывая интересы всех участников союза, перейти к конкретным нормативно-правовым актам на наднациональном уровне».

И работа в этом направлении уже идет. Дмитрий Репников рассказал, что эксперты выделили ключевые направления, по которым следует вести мониторинг. Определены более десятка высоких технологий, которые успешно внедряются в передовых экономиках мира. Чтобы конкурировать, страны, которые в силу тех или иных причин не имеют такого потенциала, нуждаются в объединении. Евразийский союз — хорошая площадка для этого.

Идея такая. Сегодня сотрудничество в сфере образования, науки, технического развития между странами ЕАЭС развивается в основном по принципу двухсторонней кооперации. Но поскольку за последние полтора года геополитическая ситуация сильно изменилась, идти эволюционным путем сейчас не совсем целесообразно, считает эксперт. Нужно идти «сверху», вырабатывая общую стратегию. Для этого и требуются единая концепция развития триады, включающей образование, науку, развитие технологий, и Информационно-аналитический центр.
Пока предлагается запустить пилотный проект на базе Государственного университета управления, поскольку ректор этого вуза Владимир Строев — руководитель Координационного совета Евразийского сетевого университета, созданного год назад и объединяющего сейчас 23 вуза (их число постоянно растет). Пилотный ИАЦ начнет собирать данные, которые можно будет использовать при формировании кооперационных связей между вузами, пока только тех, что входят в Евразийский сетевой университет.

Препятствует распространению пилотного проекта на международном уровне не только то, что в разных странах система исполнительной власти устроена по-разному, а в национальных законодательных актах нет понятия «мониторинг» (в России оно есть только в отдельных постановлениях правительства, указах, причем трактовка везде разная). «Можем испытать сложности, связанные с основным принципом развития интеграции, — доверием друг к другу. Ведь в систему надо загружать научные данные, — признался Дмитрий Репников. — Работа большая, но ее надо вести, иначе экономического рывка, на который рассчитывали все участники форума, добиться будет сложно».

Между тем на полях форума прозвучало немало идей менее глобального взаимодействия, не требующих новой правовой базы.

Пути развития и сближения национальных систем образования обсуждались также на сессии «Новое поколение Евразии: молодые таланты» в рамках деловой программы форума. Подчеркнув, что сегодня в мире происходит переход от экономики знаний к экономике талантов, председатель Совета федеральной территории «Сириус», руководитель Образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева предложила создать в рамках евразийского сотрудничества единую образовательную модель, которая будет конкурировать с западной за умы и юные таланты, «в частности, сети школ, которые развивались бы в соответствии с лучшими мировыми практиками и стандартами, но при этом учитывали бы наши государственные и национальные интересы». Уже сегодня «Сириус» ведет диалог с корпоративными и академическими партнерами в ряде стран, чтобы вместе создать такую модель, которая была бы широко востребована на всем пространстве ЕАЭС и на территории других дружественных государств. Руководитель «Сириуса» отметила, что международное сотрудничество научно-образовательных институтов с индустриальными партнерами и создание совместных высокотехнологичных предприятий могут стать одними из драйверов развития интеграционных процессов на евразийском пространстве.

На панельной дискуссии «Наука и образование без границ» участники говорили о создании совместной магистерской программы ЕАЭС, академической мобильности студентов и профессоров, перспективах унификации или интернационализации стандартов образовательных программ. В продолжение сессии ректоры ведущих вузов ЕАЭС подписали соглашение о создании Евразийского консорциума университетов — «в целях совместной реализации образовательных программ подготовки магистров, повышения квалификации, реализации модульных курсов, проведения научно-исследовательской и образовательной деятельности на евразийском пространстве». В рамках работы консорциума в ближайшее время планируется запуск сетевой магистерской программы ЕАЭС, нацеленной на подготовку специалистов по политическим, экономическим, правовым и другим вопросам, связанным с евразийской интеграцией.

Наталия БУЛГАКОВА

Нет комментариев