Можно в Африку прийти. Черный континент перспективен для сотрудничества

Африка в последние годы выпала из сферы внимания рядовых россиян — у нас про нее почти ничего не слышно. Так было не всегда: в советские времена информация из дружественных африканских стран постоянно присутствовала в новостных сводках. Впрочем, государство наше начинает проявлять к Черному континенту все больший интерес.

В октябре 2019 года состоялся первый саммит и Экономический форум «Россия — Африка» в Сочи. Мероприятие было масштабным: в нем приняли участие многие представители российского руководства во главе с Владимиром Путиным. На встречу прибыли лидеры Африканского союза и 8 региональных организаций Африки, а также делегации всех 54 африканских стран, из которых 45 были представлены руководством государств и правительств. По итогам саммита была принята декларация, в которой шла речь о важнейших аспектах отношений между Россией и африканскими государствами. Стороны договорились о создании форума партнерства, в рамках которого саммиты будут проводиться каждые три года. Правительство РФ и Африканский союз подписали меморандум о взаимопонимании, об основах взаимоотношений и сотрудничестве. Меморандум о взаимопонимании был также подписан Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и Комиссией Африканского союза.

Прошедший в Сочи экономический форум собрал более 6 тысяч участников из 104 стран и территорий. Были подписаны 92 соглашения, контракта и меморандума о взаимопонимании на общую сумму более 1 триллиона рублей (14 миллиардов долларов). В 2020 году по поручению Президента РФ в МИДе был сформирован Секретариат Форума партнерства «Россия — Африка», в рамках которого функционируют координационный, научный и общественный советы. Пока, правда, совместная работа затормозилась, в том числе и из-за пандемии.

Ученые Африку изучать, конечно же, не прекращали даже в период охлаждения к ней интереса наверху. С их компетентным мнением на минувшей неделе ознакомились члены Президи­ума РАН, заслушав выступления на тему «Геостратегическая схватка за Африку и интересы России в преддверии второго саммита “Россия — Африка”». Слово «схватка» почему-то покоробило академика Геннадия Онищенко, хотя саму тему он признал актуальной.

«Время пришло, и этот вопрос мы поставили в повестку дня», — сказал президент РАН Александр Сергеев.

С основным докладом выступила директор Института Африки РАН член-корреспондент РАН Ирина Абрамова. «Не ходите, дети, в Африку гулять!» — таково сегодня в целом представление россиян о происходящем на Черном континенте, отметила Ирина Олеговна.

«Говоря об Африке, мы представляем себе отсталость, конфликты, войны, неграмотность, коррупцию, пиратство, наркотрафик, нелегальную миграцию и беженцев, а также старых лидеров, которые по много лет сидят у власти. Такое представление, мягко говоря, устарело, — сказала Ирина Абрамова. — Современная Африка, по мнению международного экспертного сообщества, — это континент XXI века».

По словам ученого, последние 20 лет Африка показывает хорошую устойчивость по темпам экономического роста, они — одни из самых высоких в мире. В 2018 году там создана Африканская континентальная зона свободной торговли (это сравнимо с созданием ВТО в 1995 году). За последнее двадцатилетие Африка южнее Сахары сумела в два раза сократить уровень неграмотности населения. В Африке проводятся крупные форумы технологического развития, один из которых сегодня проходит в Найроби. Африка занимает передовые позиции по разного рода финансовым новшествам, включая финтех, онлайн-платежи и т. д. Кстати, первый онлайн-платеж в мире был произведен именно в Африке, в Кении. В Либерии и на Маврикии президентами уже были женщины. В Руанде парламент на 63% состоит из женщин.
Что касается природных ресурсов, то Африка занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, золота, платиноидов, кобальта, ванадия, колтана, алмазов, фосфоритов и флюорита, второе — по запасам руд меди, асбеста, урана, сурьмы, бериллия, рафита, третье — по запасам нефти, газа, ртути и железной руды.

По рейтингу Doing Business (оценивается легкость ведения бизнеса и деловой климат), Маврикий, Руанда и Марокко обошли Индонезию, Китай и Индию, по индексу конкурентоспособности Руанда, Маврикий, Ботсвана, Кения, Эфиопия, Сенегал, Кот-д’Ивуар и Гана превзошли страны Юго-Восточной Азии.

Докладчик указала на зависимость США, ЕС, Китая и России от поставок сырья из Африки. Поэтому на континенте имеет место широкое противостояние мировых игроков. США играет против Китая и России, стараясь вытеснить их (как в случае с Китаем) и не допустить в регион (как в случае с Россией).

Великобритания из-за Brexit и в связи с реализацией концепции «Глобальная Британия» серьезно озабочена выработкой стратегии освоения альтернативных ЕС рынков и компенсацией выпадающей части доходов госбюджета и частного бизнеса за счет активизации африканского вектора своей политики. Франция, адаптируясь к новым условиям, стремится к максимальной экономии при эксплуатации ресурсов Африки и активно использует такие инструменты воздействия, как доминирование в обеих зонах африканского франка и культурно-языковое влияние на образование, науку и воспитание молодежи в рамках проекта «Франкофония».
Германия основную роль в развитии отношений с Африкой отводит частному сектору, в первую очередь среднему бизнесу, который должен будет обеспечить основную часть инвестиций и создать рабочие места. Роль государства при этом заключается в формировании производственной среды через вложения в образование, здравоохранение и инфраструктуру, создание рабочих мест именно для местных жителей (в отличие от политики Китая). Япония занята противостоянием Китаю в Африке в бассейнах Индийского и Тихого океанов, импортом ресурсов и вложениями в инфраструктуру.

Если говорить о стратегии новых игроков на Африканском континенте, то Индия настроена на сотрудничество с Африкой по линии «Юг — Юг», укрепление экономических и других связей между развивающимися странами на взаимовыгодных условиях, что в корне отличается от сложившегося в колониальную эпоху формата «Север — Юг». Турция сегодня занимает место России в политическом плане и делает акцент на совместную защиту национальной идентичности, которая находится под угрозой из-за продвигаемых Западом «глобализационных» подходов и навязывания своих культурных ценностей. В экономической сфере идет расширение турецкого экспорта в африканские страны, реализуются проекты малого и среднего бизнеса, развивается авиасообщение. При этом Турция превратилась в главный хаб по перемещению людей из Африки в Европу и США.

Бразилия, в свою очередь, настроена на сотрудничество по линии «Юг — Юг» в рамках форматов БРИКС и IBSA (форум Индии, Бразилии и ЮАР), переходя от политики преимущественного взаимодействия с португалоязычными странами к сотрудничеству со всеми африканскими государствами, в первую очередь в добывающей промышленности, сельском хозяйстве, развитии транспортной инфраструктуры.

Политика КНР в Африке встроена в стратегические планы социально-экономического развития самого Китая и реализации его глобальных проектов, что принципиально отличает китайскую политику от всех остальных. Китай превратился в главного партнера Африки (торговый оборот — около 200 миллиардов долларов США). Конечной целью прилагаемых Поднебесной усилий должно стать создание «Китайско-африканского сообщества единой судьбы в новую эпоху». Китайское «Перспективное видение китайско-африканского сотрудничества до 2035 года» содержит 9 программ (и десятки проектов) в областях здравоохранения, борьбы с бедностью и развития сельского хозяйства, торговли, цифровых инноваций, зеленого развития, культурно-гуманитарных проектов и т. д.

«Сегодня Россия оказывается в одной лодке с африканцами, у нас, по сути, общие цели и задачи. Россия, как и Африка, обладает целым спектром уникальных природных ресурсов, находится на перекрестке мировых транспортных путей. В своих стратегиях развития и Россия, и Африка делают упор на собственные силы и заинтересованы в переходе от сырьевой экономики к высокотехнологичной. В этих условиях и российская, и африканская стороны больше заинтересованы в переходе к полицентричной модели мира, которая в условиях формирования нескольких, возможно, неравновеликих центров силы позволит сохранить и укрепить экономическую независимость своих государств, сохранить их идентичность. И Россия, и Африка вполне могут претендовать на роль таких центров. Африка — в рамках всего континента, а Россия — возможно — в формате ЕврАзЭС», — подчеркнула Ирина Олеговна.

К сожалению, констатировала докладчик, перспективность взаимодействия с быстро развивающимся партнером и те новые возможности, которые открываются сегодня для России в Африке, в том числе «благодаря» пандемии COVID, остаются «вне сферы понимания как российской общественности, так и многих представителей российской элиты, не обладающих стратегическим мышлением». Новая Россия очень поздно вышла на площадку взаимодействия с Африканским континентом. Пик торговли (более 20 миллиардов долларов США) РФ с Африкой был в 2018 году, а в последнее время товарооборот снижается. Основными партнерами России являются страны Северной Африки, ЮАР и Нигерия. Все остальные государства находятся вне сферы интересов РФ. При этом российский экспорт на континент пятикратно превышает импорт.
Саммит 2019 года произвел на африканские делегации большое впечатление. Россия обозначила свое желание вернуться в Африку.

«Ко второму саммиту России необходимо прийти с конкретными предложениями и решениями, — подчеркнула Ирина Олеговна. — Мы должны реализовать определенные проекты, четко определить российскую стратегию на африканском направлении и те инструменты, с помощью которых РФ будет решать эти задачи».

Для этого нужно понимать, чего хотят африканцы. В 2013 году в Африке была выдвинута «Повестка-2063»: интегрированная, процветающая и мирная Африка, управляемая своими гражданами и являющаяся заметным игроком на международной арене» с 7 основными целями и шестью рамочными программами развития. России есть что предложить африканцам. Но все эти предложения должны быть встроены в стратегию собственного развития РФ.

Как отметила Ирина Абрамова, именно российские ученые в формате Научного совета при Секретариате Форума партнерства «Россия — Африка» взяли на себя задачу объединения усилий государства и бизнеса с глубокими знаниями и компетенциями реальных специалистов по африканской экономике. Успех первого саммита «Россия — Африка» во многом был определен тем, что в его подготовке с самого начала активное участие принимали ученые-африканисты. Созданы определенные институты для развития российско-африканского сотрудничества. Вместе с тем помимо организационной структуры для выхода взаимодействия на новый уровень необходимо осознание российским обществом и его элитой того факта, что в новых условиях именно активное развитие российско-африканских отношений может сыграть существенную роль в реализации стратегических задач, стоящих сегодня перед РФ.

«Африканцы говорят: «Мы ждем от России не финансовых вливаний, мы ждем ваших технологий», — рассказала Ирина Олеговна. — Мы готовы их адаптировать и решить задачи перехода от сырьевой экономики к экономике в рамках четвертой промышленной революции. Вот почему нам очень важно определить сегодня ключевое звено наших взаимоотношений с континентом, найти ту нишу, которая позволит обозначить особую роль России для развития Африки, выгодно отличающую ее от других ее партнеров и одновременно наиболее соответствующую стратегическим задачам РФ и Африканского союза. Ключевым звеном отношений на ближайшую перспективу может стать отработка двусторонних возможностей технологического партнерства».


Уже много лет в Эфиопии продолжает свою работу совместная российско-эфиопская биологическая экспедиция РАН (на снимке). Усилиями Научного совета при секретариате Форума партнерства «Россия — Африка» удалось добиться принятия решения о ее преобразовании в Совместный российско-эфиопский центр биологических исследований на территории Эфиопии с возможным использованием потенциала существующей миссии Российского Красного Креста.
В 2017 году на территории Гвинейской Республики создан Российско-Гвинейский научно-исследовательский центр эпидемиологии и профилактики инфекционных болезней. На базе центра исследуются особенности распространения опасных природно-очаговых инфекций (COVID-19, Эбола, Ласса, желтая лихорадка, малярия, лихорадка Западного Нила и др.), разрабатываются и апробируются новые средства диагностики и профилактики опасных инфекций, представляющих угрозу для всего мира. Планируется восстановление совместного Российско-Гвинейского научного биотехнологического центра, возобновление совместных исследований в области гидробиологии, океанологии, экологии и биотехнологий.
Реализуются также совместные проекты в агросфере, биологии, геологоразведке, химии, ядерной физике, ведутся совместные космические исследования. Активное сотрудничество налажено и в гуманитарной сфере. Самые тесные связи Российская академия наук выстроила с такими странами, как Египет, Мали, Ангола, Эфиопия, ЮАР.

Вопрос трансфера технологий прочно увязан с задачей подготовки квалифицированных кадров. Общая проблема для всех государств Африки — формирование кадрового потенциала, готового адаптироваться не только к текущим, но и перспективным потребностям национального хозяйства. Помимо этого, со стороны африканских партнеров имеется спрос на постоянное повышение квалификации своих работников, а также на подготовку большего числа научных работников. С учетом этого РФ следует сосредоточить усилия на привлечении африканских граждан в российские вузы, подготовке специалистов высшей квалификации с целью последующего взаимодействия с ними в научно-образовательной сфере. Об этом говорили и выступившие в прениях замминистра науки и высшего образования Наталья Бочарова, вице-президент РАН Ирина Донник, директор Департамента Африки МИД Всеволод Ткаченко, председатель Координационного комитета Совета Федерации РФ по экономическому сотрудничеству со странами Африки Игорь Морозов, посол по особым поручениям, руководитель Секретариата Форума партнерства «Россия — Африка» Олег Озеров, заместитель руководителя Роспотребнадзора Вячеслав Смоленский и другие. Каждый из них рассказал о проблемах и задачах, возникающих при налаживании сотрудничества с африканскими странами.

Подготовил Андрей СУББОТИН

Фото: www.marpravda.ru

 

Нет комментариев