Место для карьеры. Растить будущих ученых лучше дома

Конгресс молодых ученых, прошедший 8-10 декабря в Сочи и подведший итоги Года науки и технологий, продемонстрировал успешность складывающейся в России модели подготовки научных кадров. Она является едва ли не единственным свидетельством того, что ухудшавшаяся с начала 1990-х годов ситуация сегодня не совсем безнадежна, если не судить только по данным о стремительном сокращении (в том числе в результате эмиграции за границу) занятых в научном секторе. С многочисленными и многоликими участниками конгресса помимо руководства страны встретились известные и яркие лидеры отечественной науки, подчеркнув приоритет развития ее кадрового потенциала со ставкой на молодежь. В работе конгресса в Сочи принял участие и председатель Совета РФФИ академик Владислав Панченко. Он весьма предметно информировал о возможностях, которые открыты в нашей стране для молодых научных кадров. Глава РФФИ вел одну из секций конгресса, посвященную аддиктивным технологиям, и выступил с докладом об их роли в высокотехнологичной медицине.

С проблемой подготовки и повышения квалификации научных кадров в связи с ростом требований к ним в обстановке ускоряющегося научно-технического прогресса сталкиваются практически все страны, хотя и со значительными нюансами в ее остроте и масштабах. Лишний раз убедиться в этом пришлось участникам прошедших в октябре этого года региональных встреч Глобального исследовательского совета (ГИС), объединяющего ведущие государственные научные фонды мира. По инициативе Национального научного фонда США (NSF) в числе прочих обсуждался вопрос о состоянии национальных научно-технических кадров. Его также планируется поднять и на предстоящем в мае следующего года общем собрании ГИС в Панаме.
Представители Российского фонда фундаментальных исследований, принявшие участие в региональной встрече европейских фондов-членов ГИС, осветили кадровую ситуацию в российской науке, используя публикуемую официальную информацию и изложив те меры, которые разработаны в РФФИ для оказания различных форм поддержки оте­чественным ученым, в особенности молодым.

Обсуждение кадровой ситуации в науке обозначило отношение участников ГИС к таким затрагивающим всех вопросам, как условия работы и карьеры, подготовка способных адаптироваться к современным требованиям и новациям ученых, меняющаяся природа исследований и инновационной практики, рост новаторства среди занятых исследованиями во всех научных дисциплинах и видах научной карьеры, стратегии и инструменты повышения квалификации и улучшения условий труда, а также трудовых навыков тех, кто вливается в эту сферу занятости. Предстоящая дискуссия на эту тему на общем собрании ГИС, несомненно, пройдет под знаком озабоченности указанной проблематикой в США, где система подготовки и повышения квалификации научно-технических кадров до последнего времени считалась образцовой и воспроизведена в целом ряде других государств (Великобритания, Канада, Австралия, страны Евросоюза). Что перестает устраивать в ней прежде всего в самих США?
Обозначилась недостаточность усилий по ее распространению на собственных граждан!

Как известно, в США главным источником формирования и пополнения научных кадров служит их рекрутирование из числа иностранных специалистов и выпускников американских университетов. За последние 30 лет число иностранцев среди студентов американских вузов выросло на 300% (примерно до 1 миллиона человек в настоящее время), и они в основном обучаются по научно-техническим специальностям, тогда как численность американских граждан на этих специальностях оставалась практически неизменной, рост отмечался лишь на специальностях социально-гуманитарной направленности.

Диспропорция в подготовке требуемого пополнения нанимаемых на работу в научно-производственную сферу американской экономики в пользу иностранных граждан подогревалась высокими доходами от их обучения — в 2019 году они составляли 44 миллиарда долларов — и превратилась в заметную статью американского «невидимого» экспорта.

Такая практика способствовала закреплению и распространению сложившейся в США модели расширенного воспроизводства квалифицированной рабочей силы для нужд высокотехнологичных отраслей экономики и научной сферы. Так, в Америке в области компьютерных технологий доля занятых, родившихся за рубежом, еще в период с 1994-го по 2010 годы выросла вдвое — до более чем 20%. Бум новых технологий повсеместно подпитывается в экономически развитых странах привлечением для их освоения и развития иностранных специалистов, высокой международной мобильностью научно-технических кадров.
Подобная модель, однако, начинает пробуксовывать, по крайней мере в США. Число обучающихся в американских университетах иностранцев за последние годы стабилизировалось, хотя спрос на наиболее талантливых из них со стороны научного сектора США и наукоемких отраслей экономики продолжает расти. Дело в том, что с оглядкой на успехи американской модели подобную ей внедрили в Канаде, Австралии, Великобритании, создав конкурентоспособную альтернативу обучению в американских вузах.

Стремительно развивает собственную систему университетского образования Китай. К тому же в США из-за развязанной при администрации Трампа антикитайской кампании сложились реальные иммиграционные барь­еры для обучения китайских студентов, на которых ранее приходилось до трети мест иностранцев по научно-техническим специальностям. Согласно прогнозу Центра по вопросам безопасности и новых технологий при Джорджтаунском университете (Вашингтон), к 2025 году университеты КНР будут готовить около 77 тысяч аспирантов по сравнению с 44 тысячами учащихся в аспирантуре американских университетов. А если вычесть из этого числа иностранных аспирантов, то соотношение в пользу Китая будет 3 к 1. Уже сейчас китайские вузы принимают на обу­чение вполовину меньше иностранных граждан (большей частью из азиатских стран, но также из США, Франции, России), чем американские.
Реальные успехи инновационного научно-технического развития США, лидерство в технологической гонке, основанное на успешном развитии фундаментальной науки, щедро финансируемой из государственного бюджета через NSF и другие учреждения федерального уровня, столкнулись с угрозой, исходящей от сложившейся системы подготовки научных кадров. Об этом свидетельствуют данные опубликованного в 2020 году доклада Национального научного совета США Vision 2030, согласно которым американскому лидерству угрожают успехи других стран, в частности, Китая. Особенно это касается критически важных для экономики и национальной безопасности отраслей, таких как искусственный интеллект, квантовые информационные системы, гиперзвук. Одной из главных причин наметившегося отставания названа сложившаяся система подготовки научных кадров, недостаточно ориентированная на поиск нужных науке талантов из числа американских граждан. Исчерпанность сложившейся модели подтвердила кризисная ситуация, вызванная пандемией COVID-19. Провозглашен лозунг срочно растить собственные таланты.

Причем искать их следует не только в традиционном контингенте собственных граждан, обучающихся в ведущих американских университетах, но и среди пока недостаточно представленных в нем женщин, этнических меньшинств и коренного населения, жителей «глухой» провинции. Особое внимание обращено на афроамериканскую прослойку и специализирующиеся на обучении большинства ее представителей так называемые «исторически черные колледжи и университеты» (HBCUs). Подсчитано, что лишь для 14% всех занятых в экономике США в 2019 году был нужен диплом бакалавра по научно-техническим специальностям, а более чем половине занятых по этим специальностям иметь университетский диплом необязательно.

Из этого сделан вывод о необходимости повышения квалификации национальных кадров на базе цифрового (онлайн) обучения узким специальностям, доступного любому желающему и подтверждаемого документом соответствующего университета, который такое дистанционное обучение обеспечивает.

Конгрессом США разработан законопроект, обязывающий NSF создавать мультидисциплинарные центры по переходу к трансформируемому образованию и предоставлять гранты для поддержки исследований в области обучения научно-технологическим специальностям в так называемых коммунальных (местных) колледжах. Такого же рода недавно принятый Сенатом США «Закон об инновациях и конкуренции» (USICA), содержащий положения о пилотной программе развития образовательно-исследовательской деятельности специальных учреждений, создаваемых в партнерстве с университетами, ведущими интенсивные научные исследования. Принята также программа по устранению финансовых барьеров для получения высшего образования, которая предоставляет выпускникам американских школ возможность бесплатно посещать в течение двух лет занятия в коммунальных и технических колледжах.

Лихорадочно принимаемые в США меры по налаживанию более широкой и качественной подготовки национальных научно-технических кадров свидетельствуют о серьезности данной проблемы, устранение которой в случае успеха займет не один год. Есть основания полагать, что ею придется заниматься и другим странам, равняющимся на США в развитии своего научно-технологического комплекса. Время покажет, насколько универсальны и эффективны эти методы и только ли от них зависит сохранение или достижение научно-технологического лидерства в современном мире.

Александр ШАРОВ,
советник администрации Российского фонда фундаментальных исследований

Нет комментариев