Antiquity: уникальный сакральный город найден в песках Египта

Монументальные каменные здания высотой до полуметра были обнаружены в Мареа на севере Египта польскими археологами. В 6 веке они были заселены паломниками, направлявшимися к христианскому святилищу в Абу-Мена, сообщает  Antiquity.

Мареа — это портовый поселок, расположенный на озере Мареотис, основанный во времена Александра Великого и развивающийся с 3 века до н.э. до начала исламского периода в 8 веке нашей эры. Это место уже много лет является объектом археологических работ.  Здесь работали исследователи из США, Франции и Польши.

«Однако в последние годы с новым проектом мы совершили революцию в изучении этого древнего города. Все благодаря использованию неинвазивных — геофизических методов в сочетании с раскопками», — говорит доктор Мариуш Гвязда из Центра средиземноморской археологии Варшавского университета, который руководил полевыми работами.

Руководителем проекта NCN, в рамках которого проводится текущее исследование, является проф. Томаш Дерда с факультета археологии Варшавского университета.

Доктор Гвязда подчеркивает, что использованные методы позволили «заглянуть» под песок, лежащий над городом, и создать детальный план построек.

Таким образом была расположена неизвестная часть древнего города площадью 13 га. Было несколько больших построек, которые археологи называют «модульными», поскольку каждое из них состояло из нескольких одинаковых частей размером 10 на 10 м.

Как описывает ученый, половина модуля могла быть магазином — в нем продавались товары, а остальная часть — ночлежкой. На востоке и западе эти постройки имели небольшие портики. Это были одноэтажные строения. Известно, что эти постройки существовали с 6 по 8 века.

«Для нас это стало большим сюрпризом, потому что в то время в Египте не строили новых городов», — отметил археолог.

По его словам, строительный бум пришелся на эллинистический период, после завоевания страны Александром Македонским (4 век до н.э.) и позже, когда ее подчинили римляне. Здесь было построено огромное количество городов. Позже, до завоевания арабов, строить больше не было необходимости, потому что их было очень много. Поэтому, по мнению ученых, открытые постройки уникальны.

Находки археологов показывают, что постройки были построены на руинах римской фермы по производству вина.

«Они не похожи ни на какие известные здания в Средиземноморском мире», — говорит руководитель полевых работ.

Город не похож ни на какие другие известные ранее имения, которые были сосредоточены вокруг центрального места. Большинство модульных построек располагаются рядом друг с другом аккуратными рядами. Чуть дальше в отдельных постройках располагались термальные ванны и туалеты.

Проанализировав известные исторические тексты, ученые пришли к выводу, что они наткнулись на центр, построенный для паломников на пути к святилищу Абу-Мена в нескольких километрах к югу — его руины внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Паломники хотели посетить могилу мученика св. Менас. Над его могилой возвели большую церковь.

Недавно обнаруженные постройки располагались практически прямо на берегу озера Мареотис. Сюда по воде из Александрии приезжали паломники. Доктор Гвязда считает, что среди них были как бедные, так и богатые египтяне, вероятно, в основном из северной части страны. Здесь паломники покупали маленькие терракотовые сосуды — ампулы со священным маслом.

«Исследователи находили их в разных частях Европы и даже в Великобритании», — отмечает доктор Гвязда.

Возможно, в Египет приезжали паломники и из таких далеких мест. Этого нельзя исключать, считают ученые.

29.07.2021