Плели венки и искали волшебный цветок папоротника. Этнолингвист —​ о календарной обрядности донских казаков​

26.04.2022

Календарными обрядами и обычаями этнографы называют всякий установленный, традиционный и общепринятый порядок совершения общественных действий, традиционные правила поведения, приуроченные к определенным моментам года.
Донские традиции обнаруживают близость прежде всего с обычаями тех регионов, откуда шло заселение казачьих земель. Это южнорусские области (Воронежская, Рязанская, Курская, Белгородская), восточно- и центральноукраинские (территории Луганской и Донецкой Народных Республик, Харьковская и Полтавская область Украины). На уровне региональной лексики последовательно прослеживаются схождения с северо-западом России (например, с Псковской областью), которое учёным ещё предстоит обосновать с опорой на исторические исследования. ​О календарной обрядности донских казаков «Поиску» рассказала старший научный сотрудник Южного научного центра РАН, кандидат филологических наук, этнолингвист Нина Власкина.

Нина, в основе Ваших исследований – многолетняя экспедиционная работа. Сколько примерно экспедиций было проведено и в течение какого времени?

В работе я использую как материалы тех экспедиций, в которых участвовала сама (это около 40 выездов с 2001 по 2017 годы в районы Ростовской и Волгоградской областей, Ставропольского и Краснодарского краев, Республики Калмыкии, русские общины Молдавии, Румынии, Италии), так и сведения из диалектологических и этнолингвистических экспедиций Ростовского государственного (с 2006 – Южного федерального) университета, которые с 2008 г. проводили совместно ЮФУ и ЮНЦ РАН, это более 120 выездов. Важная и очень трудоемкая часть многолетней работы этнолингвистов лаборатории филологии (в том числе и моя) – это оцифровка, набор и анализ собранных материалов.

Что такое народный календарь?

Термином «народный календарь» мы называем то, как люди одного народа или, более узко, жители какого-то региона воспринимают события годового круга. На какие отрезки делят год? Какие события считают значимыми? Как объясняют запреты и рекомендации что-либо делать в тот или иной день? Народный календарь донских казаков объединяет несколько систем: это распорядок христианских праздников, постов и мясоедов, солнечный, земледельческий, скотоводческий, охотничий и рыболовецкий календари, распределение в пределах года воинских обязанностей и ритуалов казаков и войсковых праздников. Все эти сведения соотносятся с верованиями о природе и человеческой жизни, все они взаимно связаны.

В чем научная новизна результатов Вашего исследования?

Цель исследований – максимально детально описать казачьи календарные традиции на территории всей бывшей Области войска Донского на основе опубликованных и экспедиционных материалов. Наглядно представить результаты работы можно на этнолингвистической карте. На такую карту выносится информация о том, где распространены обрядовые действия или предметы (например, обливание водой в день Ивана Купалы, украшение домов зеленью на Троицу и т.д.). Эти сведения соотносятся с языковыми данными – названиями предметов, действий, участников обряда и.т.д. До сих пор такие карты по календарю нашего региона еще не составлялись. Мы с коллегами стараемся учесть максимальное количество доступных языковых и этнографических фактов и рассматривать традиции Дона в динамике, а также выявлять связи донских обычаев с традициями регионов, откуда шло заселение Области войска Донского.

На какие доступные языковые и этнографические факты Вы делаете акцент?

Цель проводимых исследований – максимально полно охарактеризовать разнообразие местных традиций в каждой из точек календарного года. Например, в день Ивана Купалы (24 июня / 7 июля) в станицах и хуторах бывшей Области войска Донского совершали разные действия: купались и обливались водой, завивали венки и пускали их по воде, собирали лечебные травы, пытались найти волшебный цветок папоротника, жгли костры, шутили и бедокурили. Но распространение этих действий неодинаково в пределах донского региона. Наиболее популярным было и остается купание и обливание (на Дону в середине лета жарко, и эти действия направлены на символическое вызывание дождя и во вторую очередь на символическое очищение). И это выделяет наш регион на фоне других русских областей, где символика очищения и возжигание костров в центре событий дня. Действия с венками и зеленью более частотны в тех регионах, где больший процент украинского населения, и соответствуют украинским обычаям этого дня. Подобные наблюдения позволяют на уровне языка и материальной культуры подтвердить данные о разных вариантах культурных взаимодействий в регионе.

Как изменяются традиции Дона в динамике?

Динамика традиций (как донских, так и славянских в целом) имеет несколько факторов. Среди них влияние технического прогресса. Развивается агрономия, механизируется сельскохозяйственный труд – и уходят в небытие обряды и обычаи, призванные на символическом уровне обеспечить хороший урожай. Например, раньше при первом выходе в поле брали с собой и съедали или оставляли в поле обрядовую выпечку, оставшуюся от разных праздников: от дня Сорока мучеников Севастийских – жаворонков, от Средокрестья – кресты, от Вознесения – лесенки. Теперь этого не делают. Еще ​ один фактор динамики традиции – изменение источников информации носителей традиции (как в качественном, так и в количественном отношении). Если раньше традиционные знания, например, новогодние колядки, передавались от старшего поколения к младшему, то сейчас те, кто их исполняют, чаще берут тексты из книг или из Интернета.

Пожалуйста, вспомните интересный случай из экспедиции.

Чаще всего в экспедициях нашими собеседниками становились люди старшего поколения – 1910–1940-х годов рождения. И каждый раз я удивлялась жизнестойкости тех, кто пережил голод, коллективизацию, войны, тяжело трудился всю свою жизнь, но до преклонных лет сохранил бодрость, умение радоваться и работать с душой. Наряду с этим мне всегда было удивительно видеть у своих собеседников элементы мифологического сознания, когда тебе рассказывают о встрече с ведьмой, домовым или огненным змеем так же просто, как рассказали бы о походе в магазин. Благодаря этому в экспедициях создается ощущение, как будто ты попадаешь в другой – сказочный – мир.

Сейчас идет Пасхальная неделя. Расскажите​ о традициях, связанных с этим праздником.

Наиболее известное блюдо пасхального стола (наряду с куличами) как у донских казаков, так и у жителей других славянских регионов – это отваренные крашеные яйца. На Дону яйца окрашивали луковой шелухой, исландским мхом (бескоренной травкой), корой бузины, побегами ольхи, отварами травы кровохлебки и василька, морковным или свекольным соком. Их не только ели, но и носили с собой на кладбище – катали по могилкам, «чтобы покойника порадовать», и оставляли там, раздавали соседям, родственникам (в особенности детям). В доме «свячёное» яичко могли класть в святой угол – к иконам. Верили, что пасхальное яйцо способно погасить пожар от молнии. Скорлупу от съеденного яйца отдавали курам, чтобы они лучше неслись, цыплятам, чтобы они хорошо росли, закапывали в поле перед началом сева, в огороде для защиты от вредителей. На Дону известно несколько вариантов игр с пасхальными яйцами. Бились острыми концами яиц, разбивший яйцо соперника забирал себе оба. Сбивали яйца, сложенные в кучку, выставленные в ряд или попарно, с помощью мягкого мяча или другого яйца. Скатывали яйцо по наклонной плоскости (специально сооруженной насыпи, коре, дощечке), сбитые яйца доставались победителю. Еще один способ игры – катить яйцо по ровной поверхности, стараясь попасть в лунку. Также яйца могли прятать в куче пыли, земли, соломы, а потом отгадывать, в какой кучке больше яиц или где спрятаны яйца.

Фото: ok.ru

Нет комментариев