Ученые ИКИ РАН против включения немецкого телескопа eROSITA без согласования с партнерами

08/06/2022

В конце февраля немецкие астрономы  отключили свой космический телескоп eROSITA, расположенный на российской орбитальной обсерватории «Спектр-РГ». Произошло это на фоне обострения отношений с Россией. Аппарат, созданный Институтом внеземной физики Общества Макса Планка в Германии, пока переведен в безопасный режим. Он заработает, как только будет дана команда с Земли.

Недавно глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил, что прибор начали готовить к включению. Но российские специалисты, в частности, сотрудники Института космических исследований РАН (ИКИ РАН) против. Они считают, что без согласования с европейскими партнерами делать это нельзя. Тем более что в этом случае публиковать полученные телескопом данные в серьезных научных журналах ученые РФ не смогут.

«Наш институт — все ученые — категорически возражают против этого предложения. Возражение это и по политическим, и по техническим причинам», — заявил научный руководитель Института космических исследований РАН академик Лев Зеленый.

Возможно, и включить сложное устройство будет проблематично. У наших специалистов, возможно, нет кодов обработки, а без них телескоп бесполезен.

«Это не российский прибор, я не берусь судить, насколько реалистична вся эта эпопея (с включением), не знаю, есть ли у наших специалистов коды обработки… Но даже если они есть, то публиковать эти данные будет просто невозможно — их не примет ни один журнал и правильно сделает», — заметил ученый.

Фото на обложке: телескоп eROSITA. источник: gazeta.ru