Знание — деньги. Российские бизнес-школы гордятся доходами выпускников

Вхождение группы российских участников в престижный международный рейтинг лучших программ Executive MBA от издания Financial Times (FT) пришлось как нельзя кстати: в эти дни Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО) подводит итоги своей 30-летней деятельности. Ее президент, проректор и директор Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственного управления при Президенте РФ (ИБДА РАНХиГС) Сергей Мясоедов в рамках пресс-конференции в ТАСС напомнил журналистам, в каких условиях создавалась ассоциация. Тогда еще не было ни аккредитованных программ по бизнес-образованию, ни бизнес-школ, ни преподавателей, ни своей литературы по менеджменту, а о существовании МВА многие даже и не знали. Само представление о деловом и управленческом образовании сформировалось не сразу, а первопроходцы учились по англоязычным кейсам и на опыте зарубежных коллег.
Спустя 30 лет в России насчитывается более сотни бизнес-школ, профильных центров и факультетов.

«Этого недостаточно, но они уже есть в каждом регионе. Выделились ведущие школы, присутствующие сегодня в глобальных рейтингах программ. За ними подтягиваются те, кто получил аккредитацию Национального аккредитационного совета делового образования, созданного в 2012 году, а также международной организации AMBA (Association of MBAs)», — отметил президент РАБО.

Сегодня наши преподаватели читают курсы в ведущих зарубежных школах, есть свои учебники, свои тренеры, менторы и другие востребованные специалисты, десятки новых российских кейсов ежегодно публикуются не только в России, но и в других странах, а на программах МВА, по данным Мясоедова, учатся более четырех тысяч человек. Результаты, показанные нашими бизнес-школами и их партнерами в новом рейтинге FT, он назвал «эпохальными».

«Лидеры российского бизнес-образования подтверждают свой статус школ мирового уровня, они имеют свое лицо и могут на равных сотрудничать и конкурировать с коллегами, реализующими сто лучших программ мира», — констатировал спикер.

В этом году программа Executive MBA Московской школы управления «Сколково» впервые вошла в этот перечень Financial Times, сразу получив 58-е место. По показателю, отражающему размер среднего дохода выпускников в течение трех лет после окончания обучения ($400 тысяч), она занимает высокую девятую строчку. Эта международная образовательная программа дает возможность бизнесменам и топ-менеджерам с опытом пополнить свои управленческие компетенции.

«Для нас этот результат очень важен, поскольку он означает признание на глобальном рынке качества образования, которое мы даем здесь в России», — так оценил достижения школы ее ректор Юрий Левин.

Он призвал коллег объединяться ради продвижения бизнес-образования на мировой арене, заметив также, что ранее наметившиеся тренды в его развитии активизировала пандемия. В их числе — расширение линейки программ обучения для разных возрастов, включая «серебряный», разнообразие форматов и траекторий обучения, наращивание инвестиций в цифровизацию, в частности, в медийные технологии и искусственный интеллект.

На 8 и 10 позиций поднялись в рейтинге этого года программа «Стратегия и лидерство в области EMBA в России» ИБДА РАНХиГС и совместная российско-бельгийская программа Executive MBA (ИБДА и Школы менеджмента Антверпена). Теперь они занимают 44-е и 45-е места соответственно. Программа президентской академии была первой в России — ей уже более 20 лет. Обучение по ней прошли более тысячи бизнесменов и управленцев, топ-менеджеров отечественных и иностранных компаний.

Первое место в общемировом рейтинге Financial Times заняла программа ЕМВА Высшей коммерческой школы Парижа. Помимо успешности выпускников эксперты FT оценивают международное и гендерное разнообразие студентов, доступность обучения на разных языках, публикационную активность преподавателей и другие показатели. В этом году претендентами на вхождение в рейтинговую сотню были 136 программ. Согласно оценке Мясоедова, в ближайшее десятилетие бизнес-школы России смогут войти в ТОП-30 этого списка Financial Times.

Левин обратил внимание на «фундаментальную проблему» отечественного бизнес-образования — недостаточный объем научных публикаций в ведущих мировых журналах по актуальным, востребованным темам. Мясоедов убежден, что российским исследователям в этой области знаний нужен приоритет в определенной сфере. Добиться его можно, к примеру, нацелив внимание на евразийскую модель управления бизнесом. Сегодня хорошо изучены и широко применяются англосаксонская, европейская и китайская, однако подходят они не для всех реалий, а серьезных исследований евразийских моделей управления бизнесом (опыт России, Казахстана, Турции и ряда других стран) не существует. Предоставив их качественное научное описание (с учетом всех достоинств и недостатков), российские специалисты, по словам Мясоедова, получат «нечто, чем смогут делиться со всем миром».

Чаще всего, как утверждает президент РАБО, новички приходят в школы, которые «учат умных не быть бедными», по рекомендациям выпускников программ по бизнес-образованию. Спикеры также настоятельно советовали при выборе места обучения ориентироваться не только на рейтинги, СМИ и информацию из социальных сетей. Важно, по мнению экспертов, побывать на кампусе школы, почувствовать ее атмосферу, специфику общения с обитателями и оценить, насколько это место соответствует собственным потребностям и возможностям.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Фото: skolkovo.ru

Нет комментариев