Задача на сочетание. В обновленную высшую школу разрешат взять старое

Российская система высшего образования, как заявил глава Минобрнауки Валерий Фальков, переходит на новый этап развития. Представители ведомства, ректоры и депутаты обсудили вероятные направления этого развития в ходе парламентских слушаний. Глава министерства представил доклад, отражающий, по его словам, консолидированное видение ситуации со стороны большей части ректорского сообщества. Министр обозначил четыре ключевых принципа, которые предполагается положить в основание обновленной национальной системы высшего образования. Первый: работа системы должна быть направлена на достижение целей страны, ее технологического суверенитета. Важность международного взаимодействия не отвергается, поэтому вторым принципом Валерий Фальков назвал открытость высшего образования.

«Мы будем и далее расширять образовательное, научное, технологическое сотрудничество со всеми, кто в этом заинтересован, развивать академическую мобильность, поддерживать совместные научные и образовательные проекты с зарубежными коллегами»,

— заверил он, отметив также, что важно повышать конкурентоспособность системы и привлекательность нашего образования для иностранцев.

Глава министерства напомнил, что присоединение России к Болонскому процессу не повлекло за собой автоматическое признание дипломов отечественных вузов на территории стран-участниц, — это обеспечивают межправительственные соглашения. Сейчас, по его данным, действуют более 70 двусторонних соглашений, есть десятки односторонних и многосторонних, и работа по увеличению их числа ведется постоянно.

Обозначив фундаментальность как третий принцип, министр отметил: «Важнейшим элементом модернизации системы высшего образования и залогом его высокого качества должно быть правильное сочетание фундаментальности и практической подготовки».

По его словам, без такого подхода вузы могут готовить лишь «исполнителей и потребителей, способных работать только по уже существующим технологиям и пользоваться чужими решениями, а нам нужны творцы». В особенности это касается инженерного образования и технологического предпринимательства.

Четвертый принцип — гибкость. Валерий Фальков пояснил, что она должна быть присуща как правилам и срокам реализации образовательных программ магистратуры по ряду направлений (например, можно учить инженеров и айтишников пять лет на специалитете и год в магистратуре), так и траекториям обучения студентов и даже ФГОС. Они, считает министр, «не должны часто меняться» (с 2009-го по 2018 годы они менялись трижды). Глава Минобрнауки предложил коллегам в рамках обсуждения изменений системы подумать о некоем моратории на преобразование стандартов в течение определенного срока.

«Безусловно, при этом недопустимо жертвовать качеством образования, должны быть строгие входные требования на каждый уровень и качественный мониторинг образовательных результатов», — подчеркнул министр.

Спикеры поддержали его призыв взять все лучшее от предыдущих этапов развития системы высшего образования и двигаться вперед. Ректор МГУ Виктор Садовничий, опираясь на опыт своего университета, предложил модель модернизации двухуровневого обучения с выбором трех траекторий. Первая предусматривает 5-6-летнее освоение программы специалитета с получением одной или двух квалификаций, вторая включает «сквозную» подготовку бакалавр+магистр (интегрированная магистратура) с приемом по единым контрольным цифрам на шесть лет обучения. Эта траектория позволяет завершить образование после бакалавриата, как и третий, современный, вариант с отдельными для бакалавров и магистров КЦП и конкурсными наборами. Если первые два нацелены на подготовку кадров для высокотехнологичных и приоритетных отраслей, то этот, как сказал Виктор Садовничий, целесообразно сохранить для некоторых направлений обучения, прежде всего ради иностранных студентов.

Двигаться к переменам «с умом и профессионально», не ущемлять прав тех, кто учится сейчас, и — «главное — не взорвать образование» — такие акценты спикеры ставили практически в каждом выступлении, обращаясь к коллегам и депутатам.

«Формирование национально ориентированной системы должно строиться в логике здравого прагматизма, без догматизма, слепого копирования зарубежных моделей и их политизированного отрицания», — заявил председатель Комитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев.

Вслед за Виктором Садовничим и другие ректоры выступали за сохранение бакалавриата и магистратуры, разделяя таким образом и позицию по данному вопросу главы РАН Александра Сергеева, который высказал ее несколько недель назад. При этом в ходе слушаний руководители вузов не раз указывали на то, что за все годы, прошедшие с момента введения двухуровневого обучения, подготовку магистров так и не удалось обеспечить достаточным числом преподавателей и бюджетных мест.

Поддержали руководители ведущих вузов и намерение Минобрнауки увеличить количество программ специалитета. Напомним, на расширенном заседании Российского союза ректоров в июне Валерий Фальков сообщил, что за последние шесть лет доля таких программ сократилась с 27 до 13% и это противоречит высокому спросу на специалистов в реальном секторе экономики. Виктор Садовничий предложил выделять на их подготовку половину бюджетных мест. По оценке первого заместителя председателя комитета ГД по науке и высшему образованию Олега Смолина, бакалавры за время учебы в вузе получают знаний на 40% меньше, чем специалисты. Ректор Московской государственной юридической академии им. Кутафина Виктор Блажеев сравнил диплом бакалавра с документом о незаконченном высшем образовании, которое некогда выдавали студентам, осилившим лишь три курса вуза.

Сергей Кабышев напомнил о ключевой роли педагогического состава вузов в развитии качества высшего образования и необходимости изменить условия для его работы. Прежде всего нужно предоставить «надежные гарантии достойной оплаты труда». Аккредитацию и повышение квалификации преподавателей, как и других специалистов, председатель ГД Вячеслав Володин предложил проводить на базе ведущих государственных университетов, не отдавая процедуру «на откуп частным конторам». Валерий Фальков поддержал эту идею, пообещав проработать ее с другими профильными ведомствами.

Ректоры не забыли напомнить депутатам о термине «образовательная услуга», за изъятие которого из закона об образовании в сообществе ратуют многие и давно, и законопроект о соответствующей поправке в ГД внесен еще в апреле. Ректор Сеченовского университета Петр Глыбочко заодно добавил к этому пожелание отменить и понятие «медицинская услуга», заменив его на «медицинскую помощь».

«Это самое малое, что мы можем сделать для медицины», — согласился с ним Вячеслав Володин.

По итогам слушаний с участием профильных комитетов и Минобрнауки будет подготовлено заключение, которое должно повлиять на содержание новых законодательных решений, обещанных депутатами к осени.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев