Выше пробу! Как работает программа трудоустройства выпускников

Запущенная в прошлом году Министерством науки и высшего образования программа временного трудоустройства выпускников вузов на исследовательские позиции с оплатой их работы за счет специально выделяемых средств не особенно рекламируется. Причина, скорее всего, банальна: на все научные организации и вузы, желающие поработать на таких заманчивых условиях с молодежью, не хватит денег. Да и сама программа позиционируется как временная (на период пандемии и ликвидации ее последствий), реализуемая в пилотном режиме.

Старт ей дал совместный приказ двух ведомств — Минтруда и Минобр­науки, которым был утвержден комплекс мер по содействию трудоустройству граждан, завершивших обучение в бакалавриате или магистратуре в 2020 году. Участниками программы со стороны работодателя, как было объявлено профильным министерством, могли стать подведомственные ему организации, кроме тех, которые расположены на территории Москвы и Санкт-Петербурга. Срок выполнения — год, с сентября 2020-го по август 2021-го.

Как все происходит на деле? По сообщениям из институтов, работники министерства на словах предложили руководителям НИИ принять на временную работу сроком в один год свежеиспеченных выпускников. В основном чиновники обращались в организации, разместившие сведения о вакансиях в информационной системе Минобрнауки «ученые-исследователи.рф». Молодежь можно было брать на научные (МНС, инженер-исследователь) и инженерно-технические (лаборант-исследователь, инженер, техник) должности.

С выразившими желание участвовать в программе институтами были заключены дополнительные соглашения на выполнение госзаданий. Многим поставили условие: оформлять выпускников только на инженерные вакансии. Поступавшие средства были «не окрашенными». За отсутствием официальных инструкций институты тратили их по своему разумению — главным образом на зарплаты новых сотрудников и обустройство их рабочих мест.

И вот в середине января, спустя четыре с половиной месяца после начала программы, Минобр­науки разослало по организациям письмо за подписью заместителя директора Департамента координации деятельности научных организаций Ирины Чугуевой с требованием отчитаться за первый этап. К письму прилагались рекомендации по реализации программы. Министерство, наконец, подробно объяснило институтам правила игры, а именно: как они должны были работать, начиная с сентября.

Оказалось, что выделенное финансирование можно использовать исключительно на оплату труда выпускников, причем для трудоустроенных на конкурсные вакансии, зарплата должна была составлять 200% от среднерегиональной, а для работающих на внеконкурсных должностях — 100%. Еще одна существенная деталь: работодатель, как выяснилось, обязан оплачивать три месяца из года работы нового сотрудника собственными средствами.

По словам представителей институтов, ни о чем подобном администрации НИИ заранее не предупреждали. На втором этапе, который продлится до конца августа, работодатели, конечно, будут следовать появившимся инструкциям, но как выполнить их постфактум? Понятно, что проект запускался в срочном порядке для решения поставленных пандемией проблем, поэтому многие нюансы администрирования оказались не до конца продуманными. Хотелось бы верить, что чиновники не станут наказывать институты за нарушение вышедших задним числом правил. Но поскольку программа, как выясняется, будет продолжена, к министерству остается немало других вопросов.

О них «Поиску» рассказала заместитель директора Фрязинского филиала Института радиотехники и электроники (ФИРЭ) им. В.А.Котельникова РАН Галина Чучева. Она отметила, что в ФИРЭ РАН с большим интересом относятся к новой форме поддержки молодежи, начинающей свой путь в науке. Это своего рода стажировка научных кадров, на которую организациям выделяют дополнительные средства. За год в коллективах смогут проверить в деле поступивших к ним на работу молодых людей, отобрать самых способных и предложить им по окончании пробного периода постоянные позиции. Да и сами выпускники за это время поймут, готовы ли они и дальше идти по научной стезе.

Однако остается непонятным, по какому принципу министерство будет отбирать в программу НИИ и вузы и как между ними будут распределяться квоты на научных и инженерно-технических работников. Не известно, будут ли допущены к участию филиалы столичных институтов, располагающиеся в регионах, и распространится ли программа на Москву и Санкт-Петербург.

Есть и другая проблема. Нетрудно догадаться, что в трудовых коллективах, мягко говоря, без энтузиазма отнесутся к тому, что вновь пришедшие и ничего еще толком не умеющие молодые люди будут получать больше некоторых давно работающих специалистов. Однако эту коллизию организациям, скорее всего, придется разрешать своими силами. Министерство вряд ли откажется от рекомендаций выплачивать выпускникам 100 и 200% среднерегиональных зарплат, ведь это требование основано на президентском указе.

Между тем у новой программы, похоже, вырисовываются неплохие перспективы. В ходе недавней встречи в дистанционном режиме с учащимися вузов по случаю Дня российского студенчества Президент РФ Владимир Путин получил от первокурсника-магистранта механико-математического факультета Новосибирского госуниверситета Юрия Ефременко актуальный вопрос.

Юрий рассказал, что совмещает учебу с работой в Международном математическом центре Новосибирского Академгородка, куда был принят по программе трудоустройства выпускников, начавшейся в прошлом году. Он высоко оценил появившуюся у университетской молодежи возможность «как можно раньше начать заниматься серьезными исследованиями» и сообщил, что многие его знакомые «хотят заниматься наукой в Академгородке и в будущем защищать здесь диссертации». Будет ли программа продолжена и расширена, поинтересовался начинающий ученый.

В ответ президент признал, что ситуация на рынке труда остается напряженной и «перед правительством стоит задача выйти в ближайшее время на докризисный, допандемийный уровень». Он проинформировал, что в прошлом году «на поддержку специалистов, чтобы они могли устроиться, как правило, в своих учебных и научных центрах», было направлено около полумиллиарда рублей.

«Мы сделаем все для того, чтобы эта программа была продолжена», — пообещал Владимир Путин.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков на собранном сразу после окончания встречи совещании подтвердил планы министерства по продлению программы и поручил курирующему Департаменту государственной молодежной политики представить предложения по ее улучшению. Как мы знаем, улучшать там есть что.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев