Всеобщая история. Студентам предписан единый подход к прошлому и настоящему

В 80-ю годовщину победы под Сталинградом на расширенном заседании Экспертного совета по развитию исторического образования, которое проходило под председательством главы Минобрнауки РФ Валерия Фалькова, была представлена и единогласно утверждена Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в вузах страны (далее — Концепция). Курс, краткое содержание которого изложено на 106 страницах этого документа, начнут преподавать в высшей школе уже с 1 сентября этого года.

Последние как минимум лет десять предмет «История» из непрофильных вузов постепенно уходил, приоритет отдавался другим гуманитарным дисциплинам, ведь курс истории дети и так достаточно долго изучают в школе. Преподаватели же, отстаивавшие свой предмет, утверждали, что в вузы приходит молодежь, не знающая истории. Тем не менее в ходе всеобщей реорганизации высших учебных заведений кафедры истории закрывались или присоединялись к другим, а часы, отведенные на изучение прош­лого страны, сокращались до минимума или отдавались на самоподготовку. Последовательную борьбу за возвращение истории в высшие учебные заведения начала Общероссийская общественная организация «Объединение преподавателей истории в вузах России», однако, как отметил ее экс-руководитель Виктор Порохня, за пять лет, прошедшие после первого Всероссийского съезда преподавателей истории в вузах России, которым были выработаны рекомендации для министерства и ректоратов, ключевые проблемы не изменились. Вузы явно не стремились менять ситуацию. Но ее начали менять «сверху».

В начале 2022 года прошло первое заседание только что созданного Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки. Задачей первой из четырех рабочих групп совета как раз и была подготовка Концепции. В начале мая Минобр­науки РФ, Российское историческое общество (РИО) и Институт российской истории РАН (ИРИ РАН) подписали дорожную карту по разработке этого документа. В июле министерство внесло изменение в Федеральные государственные образовательные стандарты — объем преподавания истории России на всех направлениях подготовки был увеличен практически в два раза, до 144 академических часов (четыре зачетных единицы), причем устанавливалась новая норма: контактная работа со студентами должна составлять не менее 80% времени при очном обучении, не менее 40% — при очно-заочном и заочном. И уже к осени прошлого года был подготовлен и вынесен на обсуждение профессионального сообщества первый вариант Концепции. Большую роль в организации ее обсуждения сыграло РИО: общество организовало дискуссии практически во всех своих отделениях в большинстве регионов. Одно из обсуждений прошло осенью в Тобольске на организованном Минобрнауки Первом национальном форуме преподавателей истории. А 4 ноября состоялась встреча историков с Владимиром Путиным, где о ходе работы над Концепцией было доложено президенту страны. Замечания и предложения, которых за эти несколько месяцев поступило более 600, в основном были учтены.

И вот финальный аккорд — утверждение Концепции на заседании Экспертного совета.
Как отметил председатель РИО, директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин, «принимаемый документ в первую очередь устанавливает требования к уровню знаний, которыми должен обладать каждый студент, а не к методам достижения образовательных результатов». То есть, иными словами, вузам сохраняют необходимую свободу действий и возможность пользоваться собственными методическими наработками и образовательными технологиями. А наиболее эффективные практики будут выявлены потом по анализу результатов.

«Задача университетов во все времена была подготовить настоящих патриотически настроенных граждан своей страны, людей думающих, творческих, — заявил Валерий Фальков. — Дать не только профессиональные знания, но и широкий кругозор, сформировать навыки мышления, в том числе и критического. И в решении этой задачи немалая роль принадлежит социально-гуманитарным дисциплинам. В первую очередь истории».

Министр подчеркнул, что работа «по усилению исторического компонента» велась планомерно, давно, время подготовиться у вузов было. Он обратил внимание на то, что «нагрузку в четыре зачетных единицы надо рассматривать в первую очередь как возможность развития кадрового потенциала соответствующих кафедр», рекомендовал активно привлекать к преподаванию истории молодежь, а также призвал делать ставку на классическую аудиторную работу со студентами (лекции, семинары, в том числе и в малых группах), развивать неформальные подходы.

«Концепция полноценно отражает современное состояние исторической науки и включает в себя содержательный минимум, который должны усвоить все, кто получает в России высшее образование», — подчеркнул Валерий Фальков.

Саму Концепцию представил на заседании директор ИРИ РАН академик Юрий Петров. По его словам, главная цель этого документа — обозначить основные параметры курса истории России, в основе которого лежат события, процессы и явления, наиболее значимые для исторической памяти россиян. Приоритетное внимание предлагается отдавать героическим страницам борьбы России за свободу, независимость, за обеспечение общенациональных интересов и безопасности.

«С самого начала мы перед собой поставили задачу интегрировать в содержание курса материал по всеобщей истории, поскольку Россия развивается в тесной связи с мировыми историческими процессами, — рассказал академик. — Необходимо было выявить общие тенденции, особенности развития, подчеркнуть роль России в мировой истории, ее вклад в мировую культуру».

Географические рамки курса определяются землями, находившимся в составе Российского государства в изучаемый период времени. Хронологические рамки — от времени появления человека на территории России до 2022 года.

«При разработке Концепции с самого начала учитывались результаты нашей большой работы над академическим трудом «История России» в 20 томах, которая в текстуальной части близится к завершению, — отметил Юрий Петров. — Многие идеи и положения этого труда нашли свое отражение в тексте Концепции».

Высоко оценил работу коллег академик Александр Чубарьян:

«Мы имеем профессиональный, хорошо подготовленный документ, который может быть взят за основу для дальнейшей работы».

Он обратил внимание на то, что попытка создания такого синтетического курса (история российская и история всеобщая) предпринимается впервые и использовать его на практике будет непросто. Академик одобрил идею повышения квалификации для преподавателей этого курса — с участием ученых и практиков. Заместитель министра Константин Могилевский, чье выступление было посвящено мерам по реализации Концепции, заверил, что в ближайшее время в ведомстве будут подготовлены методические рекомендации для вузов. Министерство также планирует уже в первом полугодии провести серию мероприятий по повышению квалификации преподавателей.

«Поскольку есть запрос на подготовку учебников, будем двигаться и в этом направлении», — заверил замминистра.

Также есть идея сделать национальный форум преподавателей истории ежегодным.

Наталия БУЛГАКОВА

 

Нет комментариев