Всем в сеть! Исследователей высшего образования призывают к интеграции

История изучения состояния высшего образования в России насчитывает более двух веков. Первый аналитический доклад на эту тему появился 202 года назад, его подготовил член Главного правления училищ при Министерстве духовных дел и народного просвещения Российской империи Михаил Магницкий, отправленный тогдашним министром просвещения Голицыным в Казань изучить работу Казанского университета. Магницкий добросовестно выполнил поручение — осмотрел библиотеку, поговорил со студентами — после чего написал, что университет не только не приносит пользы, но даже причиняет общественный вред «противным религии духом деизма и злоупотреблением обширными правами своими» и «нет никакой возможности исправить такое сословие, где из двадцати человек едва треть благонаде­жных можно выбрать». Из чего заключил, что Казанский университет «по непреложной справедливости и по всей строгости прав подлежит уничтожению в виде публичного разрушения».

К счастью, вмешался император — университет рушить не стали. Кстати, именно в те годы в нем на должности младшего профессора начал работать Николай Лобачевский. А сегодня Казанский федеральный университет, согласно предметному рейтингу THE, занимает первое среди российских вузов место в области исследований образования.

Этот экскурс в историю сделал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, выступая на открытии XII Международной российской конференции исследователей высшего образования (ИВО). Пример из далекого прошлого показывает, заметил он, насколько важно, чтобы аналитика и экспертиза в области высшего образования велись полно, достоверно и доказательно. Именно эту цель и ставят перед собой организаторы конференции ИВО — Ассоциация исследователей образования и НИУ «Высшая школа экономики». Конференция проводилась в гибридной формате: часть сессий прошла очно в Москве, часть — онлайн.

Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов в приветственном слове напомнил, что все годы своего существования конференция служила инструментом развития исследований высшего образования, на ней обсуждались тенденции и логика развития высшей школы. За это время в стране появились новые центры, которые проводят исследования и самостоятельно, и в партнерстве с Институтом образования НИУ ВШЭ. Каждый год формулируется новая тема конференции. В прошлом году обсуждали пандемию и непростую ситуацию, сложившуюся в связи с ней в российских вузах. Тема этого года — «Университеты в поисках качества: внешние оценки, внутренние цели и научно-образовательные результаты».

«Это особенно важно, потому что по итогам конкурса программы «Приоритет-2030» определилась когорта университетов, стремящихся к академическому лидерству, и мы в ходе дискуссий должны прийти к выводу, какие могут быть направления совместной академической и исследовательской деятельности университетов, выбранных для участия в этой программе», — отметил ректор «Вышки».

Он рассказал, что накануне в Аналитическом центре при Правительстве РФ обсуждались новые возможные развития высшего образования на Дальнем Востоке, и предложил Институту образования ВШЭ серьезно заняться этой темой, чтобы результаты исследований можно было бы довести до руководства страны.

Если на первой конференции ИВО было представлено лишь несколько российских городов, то сейчас их десятки, из каждого участвуют ученые из нескольких вузов.

«В этом мы видим одну из миссий нашей конференции — формировать связи, чтобы еще больше исследователей и центров высшего образования по стране были интегрированы в единую сеть — российскую и международную, — заметила проректор НИУ ВШЭ, директор Института институциональных исследований Мария Юдкевич. — Мне кажется, сейчас удалось подготовить программу, которая очень этому способствует».

Юдкевич особо отметила, что в конференции участвует большое количество молодых исследователей, причем для них не устраивают отдельные сессии: доклады аспирантов и начинающих ученых, обладая высоким качеством, вполне выдерживают конкуренцию с остальными работами. Одно из мероприятий конференции — симпозиум имени Дмитрия Семенова, ученого, рано ушедшего из жизни, но много сделавшего для развития исследований высшего образования в России. Участвующие в симпозиуме молодые коллеги получают отзывы на свои работы от ведущих ученых в этой области по всему миру.

В первый день конференции на круглом столе «Качество образования в пандемию: уроки и вызовы» был представлен аналитический доклад о результатах исследований о влиянии пандемии на жизнь университетов и всего научно-образовательного сообщества, подготовленный группой ученых из 13 университетов и академических институтов и поддержанный Министерством науки и высшего образования. В прошлом году на эту тему была выпущена серия докладов, сейчас же слушателям предложили анализ свежих данных, собранных в мае-июне этого года. В ходе эмпирических исследований были опрошены 36 тысяч студентов, 24 тысячи преподавателей, 5 тысяч аспирантов во всех регионах, с фокусом на качество образования.

Сравнив результаты опроса в этом году и прошлом, исследователи отметили, что отношение к разным форматам дистанционного и гибридного обучения нормализуется: значительно уменьшилась доля негативных оценок со стороны разных участников образовательного процесса. Так, сейчас 70% опрошенных студентов считают, что дистанционный формат позволил им продуктивно учиться, каждый второй отдает предпочтение смешанному формату обучению, а каждый пятый хотел бы учиться полностью онлайн. Что же касается преподавателей, то уже 70% из них отмечают, что смешанный формат станет повседневностью в ближайшем будущем. Вместе с тем только 7% студентов верят, что наиболее качественное образование можно получить в полностью дистанционном формате, и менее 10% преподавателей готовы более трех четвертей своих курсов читать в дистанционном формате. Ключевая угроза качеству образования, по мнению студентов, — нехватка личного общения с одногруппниками и преподавателями. Исследователи же видят и другие опасности, в частности, «обострение академической нечестности», которое фиксируют и студенты, и преподаватели. Отмечают также, что, к сожалению, не происходит качественного изменения методик преподавания, технологий педагогического дизайна. Только 35% преподавателей используют онлайн-материалы других организаций. Продолжают доминировать пассивные формы обучения. Одним из благ цифровизации считается возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, однако, по результатам опросов, большинство (около 60%) студентов не имело такой возможности выбора учебных курсов.

Заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев, принявший участие в дискуссии, заметил, что сегодня требования к высшей школе изменились и необходимо «поставлять индивидуализированный продукт по цене массового, организуя индивидуальные траектории в условиях нормативного финансирования стандартизированного образовательного процесса».

«Усилия исследователей — это не бантик, не вишенка на торте, а ядро тех изменений, которые мы хотим реализовать вместе», — подчеркнул заместитель министра.

Наталия БУЛГАКОВА

На гравюре Василия Турина — Казанский университет времен преподававания Николая Лобаческого

Нет комментариев