Вперед в прошлое? Сенаторы задумали вернуть специалитет

1 апреля на выездном заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, которое прошло в Санкт-Петербургском горном университете, обсуждали «дальнейшую суверенизацию пространства высшего образования». И это не первоапрельская шутка. Как сообщила председатель комитета Лилия Гумерова, «разработан проект федерального закона, который гласит, что подготовка кадров, востребованность которых обусловлена технологическим развитием и модернизацией экономики России, должна осуществляться исключительно с уровнем высшего образования «специалитет». Речь, в частности, идет об инженерах и врачах». Заместитель председателя комитета Дмитрий Василенко сообщил, что окончательный перечень специальностей и направлений подготовки, по которым студенты будут обучаться только по программам специалитета, планируется сформировать к концу этого года.

По мере того, как прерываются научно-образовательные связи с Западом, идея «вернуться к тому, что было» в высшем образовании, звучит все чаще. Так, депутат Госдумы Виталий Милонов обратился к министру науки и высшего образованию Валерию Фалькову с письмом, в котором предложил восстановить классическую систему обучения в вузах: по мнению депутата, это позволит обеспечить качественную подготовку специалистов и сделает отечественную систему высшей школы более независимой от международной конъюнктуры. Ранее председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин заявил, что присоединение России к Болонскому процессу не только не оправдало надежд, но и привело к утрате важнейших достоинств классического российского и советского образования, поэтому необходимо поднять вопрос о возвращении специалитета.

Экс-министр высшего образования РФ, академик, вице-президент РАО, президент РУДН Владимир Филиппов в интервью «Независимой газете» напомнил, что в 1988 году Международное бюро просвещения ЮНЕСКО приняло решение не признавать дипломы российских вузов на базе пятилетнего обучения как дипломы магистров. «В современной политической ситуации в мире, если Россия вернется полностью к многоуровневой пятилетней системе высшего образования, уж точно будет рекомендация на мировом уровне о непризнании таких дипломов российских вузов» или признании их только на уровне бакалавров. Это, кроме всего прочего, резко снизит приезд иностранных студентов в нашу страну.

Экс-министр также подчеркнул, что процесс реализации в СССР и России Болонского процесса «был многоступенчатым, с длительной подготовкой и экспериментальной апробацией и при этом ряд специальностей наукоемких, в основном инженерных, в том числе связанных с подготовкой кадров для оборонных областей, а также в области искусства, сохраняли возможность реализации многоуровневых пятилетних программ специалитета». Кроме того, по словам Владимира Филиппова, многоуровневая система оказалась «сущностно востребованной» российскими вузами: она позволяет студентам реализовать более гибкие траектории обучения, поступать после бакалавриата в магистратуру иного профиля и в другие вузы. Мировая тенденция в развитии высшего образования сегодня не отказ от многоуровневых систем, а, наоборот, еще бóльшая их дифференциация. Так, и в России в 2021 году Совет по науке и высшему образованию при Президенте РФ определил направление развития системы «бакалавриат — магистратура» от схемы «4+2» года к схеме «2+2+2».

Словом, если Россия не намерена совсем закрыться от мира, отказываться от Болонской системы спешить не стоит.

Наталия БУЛГАКОВ

Фото: forpost-sz.ru

Нет комментариев