Предложен метод выявления студентов, готовых к академической карьере

10.06.2022

Сотрудник факультета социально-экономических и компьютерных наук НИУ ВШЭ в Перми Екатерина Балезина и магистрант Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) Павел Лапин изучили взаимосвязь между мотивацией студентов к научно-исследовательской работе сверх учебного плана и нацеленностью на карьеру внутри академии. Исследование опубликовано в журнале «Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология».

На основе комплексного подхода (работ психолога, профессора Российской академии образования Татьяны Разиной, дополненных идеями других авторов) исследователи разработали классификацию мотивов к проведению НИР. Всего их восемь: социальный, коммуникативный, вынужденный, ситуативный, ценностный, личностный, профессиональный, формально-академический. Как правило, на выполнение НИР влияют сразу несколько факторов.

Исследователи провели онлайн-анкетирование учащихся бакалавриата 2–4-го курсов в мае 2020 года. Выборка составила 287 студентов, из которых 199 имели опыт научно-исследовательской работы (доклады на конференциях, участие в научных группах и подготовка статей).

Студентам предлагали оценить степень своего согласия с той или иной мотивацией к НИР по пятибалльной шкале («Я занимаюсь научно-исследовательской работой, чтобы…» — далее следовал один из восьми мотивов из списка). Ученых интересовала связь мотивации к исследованиям и ориентации на научную карьеру. В частности, представителей всех кластеров спрашивали о намерении работать в вузе после обучения.

Выяснилось, что студенты выполняли научную работу прежде всего по двум внутренним, наиболее осознанным и глубоким мотивам: интерес (ценностный мотив) и возможности саморазвития (личностный мотив). Индексы их проявления составили 0,37 и 0,41 соответственно. Далее с отрывом идут успешное завершение обучения и углубление знаний для удачного трудоустройства: индексы проявления — 0,25 и 0,17. Остальные мотивы оказались незначимыми и имели отрицательный индекс.

На основе полученных данных респонденты были разделены на четыре кластера.

«Случайные исследователи» выполнили научную работу, но не смогли сказать, зачем. У них все индексы, измеряющие силу проявления мотива, отрицательные. О своей научной деятельности они не рефлексируют.

«Ведо́мые» имеют целый ряд выраженных мотивов: личностный, ценностный, формально-академический, профессиональный, а также, что особенно показательно, вынужденный. Они понимают, с какой целью выполняют НИР, но ощущается и давление со стороны преподавателя — как дополнительный импульс. «Увлеченные» студенты выполняют НИР ради интереса и саморазвития.

«Стратеги» тоже имеют сильно выраженные личностный и ценностный мотивы, но с последними соперничают также формально-академические и профессиональные соображения (0,8). В топ-5 входит и коммуникативный мотив. Структура мотивации «стратегов» выстроена с учетом долгосрочной перспективы.

Мотивы студентов связаны с их установкой на построение карьеры в вузе. Так, ценностный, ситуативный, формально-академический, личностный, коммуникативный и профессиональный мотивы имеют положительную связь с этой установкой. Студенты, у которых эти мотивы ярко выражены в структуре мотивации к выполнению НИР, так или иначе не исключают работу в академии. А вот с вынужденным мотивом все иначе: чем он заметнее, тем меньше вероятность трудоустройства в университете.

В целом к академической карьере больше всего готовы «стратеги». Из них половина приняла бы предложение о работе в вузе, причем доля тех, кто точно бы согласился, максимальна среди всех групп — 16%. Из «увлеченных» может посвятить себя науке каждый третий (35%). Среди «ведомых» аналогичная доля — 29%. Среди «случайных исследователей» — 27%. Причем в этом кластере рекордная доля тех, кто исключил для себя трудоустройство в университете, — 46%.

Таким образом, опрошенные студенты рассуждали рационально и воспринимали НИР в качестве средства достижения цели. Это отразили и довольно высокие значения личностного, формально-академического и профессионального мотивов. Любопытно, что ценностный мотив всегда дополнялся рядом других.

Исследователи считают, что полученные результаты помогут вузам определить, на какой кадровый резерв можно рассчитывать и кто с большей вероятностью останется работать в университете. А у научных руководителей появился дополнительный инструментарий для выявления «стратегов», наиболее перспективных для науки.

 

Пресс-служба НИУ ВШЭ

Фото: moodle.kstu.ru

Нет комментариев