В мечтах о высоком. Российские студенты нацелены на нескучную работу и большую зарплату - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

В мечтах о высоком. Российские студенты нацелены на нескучную работу и большую зарплату

Оказывается, студенты примерно в равной степени мечтают как о высокооплачиваемой, так и об интересной работе. Это выяснила аналитик Центра внутреннего мониторинга, аспирантка кафедры экономической социологии факультета социальных наук НИУ «Высшая школа экономики» Анита Поплавская. О проведенном ею исследовании и его результатах рассказывается в статье «Факторы формирования внутренних и внешних трудовых ценностей студентов российских вузов», опубликованной автором в международном научном журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». Исследование основано на результатах онлайн-опроса пяти тысяч бакалавров. Участниками опроса стали студенты Ярославского государственного технического университета, Новосибирского государственного технического университета, Сибирского федерального университета и других – в общей сложности восьми региональных вузов.

В первую очередь волнует размер будущей зарплаты 63% анкетированных, а интерес к избранному делу – 61%. На третьем и четвертых местах по приоритетности – надежность (стабильность) работы (46%) и ее соответствие полученным знаниям (41%). Перспективы карьерного роста только на пятой позиции в ТОПе студенческих приоритетов (37%), далее идет дружный коллектив (33%). Наименьшую часть (примерно по 10%) участников опроса интересуют возможности для развития и проявления инициативы, а также льготы и соцпакет.

Автор исследования определяет семь типов трудовых ценностей, отличая при этом внутренние и внешние. Первые, согласно классической типологии, отражают важность содержания трудовой деятельности, сопряжены с самой работой и получением удовольствия от процесса ее выполнения. Внешние проявляются в том случае, если человеку важны материальные (зарплата, льготы и т. п.) или нематериальные (уважение, защищенность и т. п.) выгоды от работы, а сама деятельность не интересна и не важна. Анита Поплавская как внутренние выделяет полезность работы и саморазвитие, а к внешним относит материальное продвижение (заработок, карьера), надежность (стабильность) работы, общение (благоприятная для этого обстановка), а также мобильность (командировки, стажировки) и гибкий график. По словам автора, она не ставила задачу в процессе исследования найти образ типичного студента, придерживающегося определенного набора трудовых ценностей. Аналитик стремилась создать комплексную картину их дифференциации в зависимости от характеристик студентов, выделяя типы этих ценностей и анализируя предикторы (предсказатели, прогностические параметры) их формирования в процессе обучения в университете. На выбор приоритетов, согласно выводам зарубежных исследователей, влияют такие факторы, как пол, возраст, проживание с родителями или в общежитии, профиль обучения, совмещение учебы с работой и другие.

В 2015 году специалисты НИУ «ВШЭ» проводили мониторинг экономики образования, в ходе которого было установлено, что в первую очередь потенциальные выпускники вузов хотят в результате будущего трудоустройства получить достойную зарплату (58%), а во вторую – влиться в хороший коллектив (50%). И только лишь для 25% респондентов важно было получить интересную работу. Между тем именно этот приоритет у молодого сотрудника, согласно опросам, более всего ценят порядка 64% работодателей. Во вторую и третью очередь для них важны умение брать на себя ответственность и навыки командной работы. Выходит, в то время как работодатели рассчитывают на внутренние трудовые ценности молодежи, сами молодые люди в большей степени придерживаются внешних. В ходе исследования Анитой Поплавской были выдвинуты нескольких гипотез о влиянии упомянутых выше факторов на формирование этих ценностей у российских студентов. Некоторые из них подтвердились полностью, некоторые – отчасти.

Выяснилось, к примеру, что получающие высшее образование девушки более склонны ценить общественную пользу своего труда и благоприятную обстановку для общения в коллективе, для них не так важны личная инициатива и гибкий рабочий график, как для юношей-студентов.
С большей вероятностью ориентированы на внутренние ценности те, кто выбрал инженерные специальности (у младшекурсников эти ценности превалируют на всех направлениях), и прежде всего на интерес к работе. Что касается гуманитарного профиля, то он формирует приоритет пользы своей деятельности для общества. Гуманитарии больше других ориентируются на общение с людьми и гибкость графика. А вот для тех, кто обучается по направлению «Математика и естественные науки» чаще, чем для остальных, важна трудовая мобильность.

Уровень влияния успеваемости на выбор приоритетов описан в статье так:

«С одной стороны, отличники в большей степени ориентируются на саморазвитие в трудовой сфере, а также на достижение высоких карьерных позиций и заработных плат. С другой стороны, взаимосвязи между оценками и ориентацией на общественную пользу выявлено не было. Отдельный корреляционный анализ показал, что академически успешные студенты значительно чаще ожидают соответствия работы знаниям и навыкам, полученным во время обучения в университете. При этом менее академически успешные студенты чаще ориентируются на общение и на гибкий график».

Частично подтвердилась гипотеза о влиянии типа проживания участников опроса на их трудовые ценности. Так, студенты, живущие с родителями, в меньшей степени нацелены на карьерный рост, высокую зарплату и стабильность работы, что, вероятнее всего, обусловлено большей финансовой защищенностью по сравнению с теми, кто живет отдельно от семьи. Первые меньше ценят и возможности для проявления инициативы и общения в коллективе. Живущие в общежитиях выделяют в качестве приоритетных общественную пользу своего труда либо мобильность (командировки, переезд за границу). Предположение о большей ориентации таких студентов на общение не подтвердилось.

«Изначальное понимание трудовых ценностей современных российских студентов, обучающихся на программах разных направленностей, необходимо для мотивирования будущих работников различных сфер отечественного рынка труда и поддержания успешности их перехода от учебы к работе», – уверена Анита Поплавская.

По мнению аналитика, одним из основных направлений будущих исследований должно стать изучение трудовых ценностей выпускников российских вузов.

Татьяна Возовикова

Фото: news.sfu-kras.ru

Нет комментариев

Загрузка...
Новости СМИ2