Удержать на крючке. Как в пандемию замотивировать студентов к учебе

Новый разворот теме «Город-университет: цифровые vs реальные сообщества и пространства», которой был посвящен Форум университетских городов 2020 года, придали глобальные ограничения, связанные с пандемией коронавируса. Они впрямую повлияли на экономику университетских городов. В Великобритании подсчитали убытки: большой Лондон потерял от локдауна 580 миллионов фунтов, маленький Бат — 41,9 миллиона. Экономической катастрофой стала пандемия для тех городов, где студенты составляли заметную часть населения и, уйдя в режим онлайн, перестали тратить деньги. Впрочем, тратить им теперь особо нечего — финансово пострадали и 80% британских студентов. Во многих странах исчезли традиционные возможности студенческой подработки. Так, университеты Японии ушли в онлайн  в основном по этой причине: эпидемиологическая ситуация в Токио гораздо лучше, чем в европейских городах, и очные занятия допускаются, но студенты из отдаленных префектур вынуждены были уехать домой, так как им стало негде зарабатывать на жизнь.

Форум университетских городов прошел в начале декабря  на базе Томского государственного университета (ТГУ) и при поддержке департамента науки и высшего образования администрации Томской области, инициировавшего пять лет назад международную студенческую площадку Uni4City и ежегодно  ее организующего. В этом году в форуме приняли участие представители 12 стран. Участников мероприятия приветствовали заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова, ректор ТГУ Эдуард Галажинский, а также давние партнеры форума: посольство Франции в России, генеральное консульство ФРГ в Новосибирске, Campus France, «Альянс-Франсез-Новосибирск», Германская служба академических обменов DAAD.

Одним из самых интересных круглых столов стал «Общее и особенное в условиях пандемии: международный университетский опыт». Руководитель Французского центра Новосибирского государственного университета (НГУ) Мишель Дебренн ознакомила участников с кратким обзором ситуации в университетах Франции, подготовленным в рамках проекта РФФИ и французского фонда Fondation Maison des Sciences de l’Homme (№18-510-22001):

«Процесс перехода на онлайн-обучение обнажил глубокую проблему французского общества — «цифровой разрыв» между теми, кто обеспечен необходимой техникой, и теми, кто не имеет ни компьютера, ни Интернета, ни навыков, — подчеркнула профессор Дебренн. — Цифровизация никогда не была приоритетом для французских вузов. По данным статистического управления INSEE, 15% французов не используют интернет в принципе, 12% не имеют доступа к Сети из дома, у 14% нет ни компьютера, ни ноутбука, ни смартфона, 38% недостает компетенций. Цифры разнятся в зависимости от возрастной категории, но в старшую попадают преподаватели. Для частичного решения материальной стороны вопроса регион Иль-де-Франс, где сконцентрировано большинство студентов Франции, выделил каждому студенту дотацию в 100 евро для покупки оргтехники».

«С подобной проблемой столкнулся и Томский государственный университет, — отметил проректор ТГУ по международным связям профессор Артем Рыкун. — Весной при переходе на дистант  выяснилось, что у почти 80% студентов нет стационарного компьютера, ноутбука или планшета, им в помощь в Научной библиотеке были оборудованы 300 мест, оснащенных оргтехникой и доступом к Wi-Fi».

Еще одной, можно сказать, общемировой университетской проблемой стало проведение лабораторных работ и практикумов. Во Франции медицинские факультеты решили даже экзамены сохранить в очной форме. Некоторые вузы стали создавать свои «цифровые двойники» (ENSIASET в Тулузе), а Новосибирский государственный технический университет успешно запустил разработку виртуального тренажера-симулятора, чтобы в игровой форме учить студентов работать в лабораториях. Французские инженерные школы, дальше других продвинувшиеся в цифровизации, организуют для коллег курсы повышения квалификации.
Студенческим проблемам в весьма переменившихся университетских городах  был посвящен круглый стол «Студенты и город: новые взаимоотношения».

Согласно результатам опросов населения британских университетских городов, представленным профессором Университета Бат-Спа Инной Помориной, раньше горожане считали студентов источниками шума, грязи и дороговизны, теперь они обвиняют школяров в распространении коронавируса. Студенты же жалуются на возросшую психологическую нагрузку и подписывают петиции с требованием снизить плату за обучение (в Великобритании петиция Софи Квинн о возврате средств за обучение в период пандемии собрала 330 тысяч подписей). По данным опросов компании QS, которые привел в своем докладе региональный директор по Восточной Европе Сергей Христолюбов, 40% иностранных студентов готовы обучаться в ведущих мировых вузах онлайн длительное время, 46% — в течение одного семестра, но при этом 84% опрошенных уверены, что стоимость такого обучения должна быть значительно снижена.

В круглом столе приняли участие сибирские студенты, обучающиеся сегодня в Гренобле и Дижоне, а также студенты Бата. По мнению ребят, оказавшихся в непростое время в чужой стране, одним из главных плюсов пандемии можно считать развитие взаимопомощи. В частности, в Дижоне студенческие ассоциации организовали раздачу продуктов нуждающимся сокурсникам. Тем не менее студентам приходится тяжело. Так, во Франции получил популярность термин «декрошаж» («срыв с крючка») — резкое снижение мотивации у первокурсников: 53% из них думают, что студенческая жизнь проходит стороной, психологические службы университетов не справляются с усилившимися суицидальными настроениями молодых людей. Серьезность проблемы признал в недавнем выступлении премьер-министр Франции Жан Кастекс.

Во Франции студенты часто бросают учебу после первого курса. Чтобы в нынешней ситуации число «сорвавшихся с крючка» резко не увеличилось, правительство Франции выделило 50 миллионов евро для создания 20 000 рабочих мест для старшекурсников. Работа заключается в том, что в течение четырех месяцев по 10 часов в неделю они будут помогать в учебе студентам первого и второго курсов  бакалавриата.

Но некоторые студенческие традиции выживают и в условиях пандемии, причем в любой стране. Об этом рассказала доцент НГУ Рената Оплаканская. Так, нелегальные студенческие вечеринки проходили в дни всеобщих ограничений и в Новосибирске, и в Бордо. Студенты 28 британских университетов были оштрафованы на 170 тысяч фунтов за нарушение правил безопасности. А посвящение в студенты на факультете информационных технологий НГУ стартовало онлайн с конкурса видеороликов под говорящим названием Escape from doorka.

Ольга КОЛЕСОВА

Нет комментариев