Свела нужда. Коронавирус сплотил IT-компании и вузы

22.05.2020

Ежегодная Всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации» собрала в этом году почти 900 участников, представляющих 636 организаций из 181 города пяти стран. Это преподаватели университетов и колледжей Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Поволжья, Краснодарского края и других регионов, эксперты ведущих российских и зарубежных IT-компаний, представители институтов развития и профильных органов управления. Тематика включала вопросы, касающиеся современных трендов развития информационных технологий, подготовки IT-специалистов в условиях цифровой экономики и ее новых форм, лучших практик взаимодействия вузов и индустрии и других проблем и задач.

Организаторы онлайн-форума — Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) и Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) (МФТИ). В ходе панельных дискуссий и круглых столов спикеры оценили текущую ситуацию и имеющиеся возможности для реализации цифровых форматов обучения, подвели итоги и спрогнозировали последствия резкого перехода вузов и школ в дистанционный режим работы. Основная двухдневная программа продолжилась бесплатными мастер-классами IT-компаний для сотрудников образовательных организаций и управленцев.

Особое внимание участники конференции уделили сотрудничеству вузов и предприятий отрасли. По расчетам аналитиков НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) к 2030 году примерно половина показателя роста ВВП может быть обеспечена за счет информационных технологий. Спикеры неоднократно подчеркивали, что состояние IT-отрасли, как и других, во многом будет зависеть от готовности преподавателей всех уровней образования дать специалистам необходимые знания. Сегодня актуальны такие направления обучения кадров, как повышение квалификации сотрудников IT-компаний, перепрофилирование работников предприятий реального сектора с инженерным образованием и поднятие уровня общих ИКТ-навыков тех, кто трудится в социальной сфере. Представители Минком­связи и Минобрнауки заявили, что поддержат инициативы по расширению соответствующих образовательных программ, а также усилия по возвращению IT-специалистов в Россию.

Как отметил в своем докладе руководитель комитета АПКИТ по образованию, директор компании «1С» Борис Нуралиев, «опыт перехода вузов в онлайн — это опыт сотрудничества между студентами и преподавателями в трудной ситуации, в которой оказались и те, и другие». Форс-мажорные обстоятельства и их ожидаемые последствия также сближают вузы и IT-компании, но для усиления эффективности партнерских отношений нужны новые нормативные механизмы взаимодействия, в том числе стимулирующие те предприятия отрасли, которые направляют своих специалистов на преподавательскую работу.

Дефицит квалифицированных кадров — ключевая проблема для участников АПКИТ, при этом нехватка сотрудников, владеющих информационно-коммуникационными технологиями, велика и в других отраслях. По данным Б.Нуралиева, в 2019 году в России число занятых в сфере IT составило 1,45 миллиона человек, а вместе с инженерами связи — 1,8 миллиона, и это примерно 2,4% от всех работающих. Аналогичный показатель в большинстве стран Европы — от 3 до 5%, у нас ему соответствует только Москва, тогда как в регионах IT-специалистов остро не хватает. Ежегодная потребность в притоке высококвалифицированных кадров в нашей стране — 222 тысячи человек. К 2024-му она вырастет до 300 тысяч человек в год. Чтобы ее покрыть, считают эксперты, на соответствующие направления обучения необходимо принимать до 120 тысяч абитуриентов в год. А для этого нужно поднять интерес к этим специальностям еще в школе и расширить возможности вузов. АПКИТ, в частности, предлагает создавать там цифровые кафедры, где большая часть преподавательского состава будет сформирована из работников IT-отрасли, а каждый выпускник станет программистом и сдаст публичный экзамен (государственный, демонстрационный, независимая оценка квалификаций).

С каким электронным ресурсом наши вузы были вынуждены массово в срочном порядке переходить на дистанционное обучение? Примерная картина общей ситуации складывается из данных, содержавшихся в докладах участников конференции. Например, доцент СПбГУ Людмила Гадасина сообщила, что активно публикует свои курсы на различных образовательных платформах только группа ведущих университетов, среди которых она особо отметила СПбГУ, НИУ «ВШЭ», МГУ, МФТИ, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» и ИТМО. По ее данным, на образовательной платформе Coursera соотношение количества курсов, разработанных в области компьютерных наук англоязычными (США, Великобритания, Австралия) и российскими вузами, составляет 497 к 78, из которых 55 — русскоязычные. По языкам
(английский/китайский/русский) соотношение курсов таково: платформа Coursera — 875/98/84; платформа EdX —  613/16/5.

Один из участников онлайн-форума написал в своем комментарии, что хороший студент может учиться и дистанционно, но только с хорошим Интернетом. Что касается «прорех» в вузовской цифровой инфраструктуре то, как сообщил директор Департамента информационных технологий в сфере науки и высшего образования Минобр­науки Антоний Швиндт, актуальные запросы университетов на поддержку со стороны министерства связаны, в первую очередь, с потребностью в двух инструментах. Это платформа для электронного обучения LMS (Learning Management System, система управления обучением), позволяющая хранить образовательный контент (книги, презентации, курсы лекций и т. п.) и обеспечивать доступ к нему студентам и преподавателям, а также технологии для организации прокторинга — контроля за проведением тестирования или онлайн-экзамена при промежуточной или итоговой аттестации.

Массовый переход вузов в дистанционный формат обучения показал, какие инструменты работают, а какие требуют донастройки и корректировки наших планов, — отметил директор департамента. — Надеюсь, что конференция поможет выявить ключевые направления дальнейших действий и точек приложения совместных с компаниями усилий в рамках развития и совершенствования информационных технологий в Российской Федерации.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев