Стране нужна стратегия развития высшего образования, считает глава профильного думского комитета

21.09.20

Проблемам в высшей школе посвятил свое выступление на «правительственном часе» в Госдуме председатель Комитета ГД по образованию и науке Вячеслав Никонов. Первая проблема, по мнению Вячеслава Никонова, заключается в отсутствии образовательной стратегии.

У нас есть утверждённая президентом Стратегия научно-технологического развития, но сопряжённой с ней стратегии подготовки кадров не существует,

— отметил депутат.

Вторая проблема – кадры, продолжил парламентарий.

Ещё 20 лет назад Россия была первой в мире по количеству исследователей и учёных. Сегодня мы на четвёртом месте.  Мы отстали от Китая в шесть раз, от США — в два раза, причём это отставание у нас во многом происходит  именно за счёт наших учёных, которые переехали в США,

— посетовал Вячеслав Никонов.

По словам председателя комитета ГД,  система подготовка кадров высшей квалификации не даёт нужного притока квалифицированных специалистов. Сокращается количество диссертационных советов. За последние 30 лет в науку и высшее образование пришёл только один процент выпускников российских вузов, а заработная плата в науке и в образовании в РФ неконкурентоспособна по мировым меркам, сказал он.

Вячеслав Никонов обозначил еще одну проблему, связанную с наукометрией, оценкой работы научных сотрудников в основном по публикационной активности.

Самые большие баллы дают публикации в зарубежных журналах. Те конторы, которые зарабатывают на публикациях наших учёных в зарубежных журналах, как правило, подконтрольны западным спецслужбам, и они отбирают то, что им нужно, и публикуют то, что им выгодно,  тем самым продвигая в рейтингах, по крайней мере в гуманитарных специальностях, тех людей, которые занимают наиболее антироссийские позиции. Зачем это нужно нам – большой вопрос,

— сказал В. Никонов.

Среди проблем глава комитета также назвал цифровизацию. По заключению Счетной палаты, исполнение нацпроекта «Образование» в части цифровизации  составляет всего 9 процентов. Еще одно слабое звено – инфраструктура. Как отметил Вячеслав Никонов, на то, чтобы остановить разрушение вузовской инфраструктуры, зданий, выделяется в пять раз меньше средств, нежели нужно. Совсем не направляются, по его словам, деньги на строительство новых общежитий и кампусов. Депутат также обратил внимание на отставание России от передовых стран по уровню финансирования образования и науки на душу населения. Наша страна занимает 84-е место в мире по ассигнованиям на высшее образование (на душу населения и в процентах от ВВП).

Нет комментариев