Среда отъела. Вузы и ссузы недосчитались студентов

Специалисты Центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) на основе данных Росстата проанализировали потоки дошкольников, школьников и студентов по разным уровням обучения в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» (исследование «Образовательные стратегии обучающихся: изменения за 20 лет»). Изменения динамики приема и выпуска по основным программам авторы связывают прежде всего с демографической ситуацией в стране. Активный прирост численности детей 2-3 лет с 2000 года достиг максимума в 2017-м (+53% к уровню 2001 года), а затем за четыре года заметно снизился (на 20%).

Достижение этой группой определенного возраста ежегодно влияло на увеличение или уменьшение количества как поступающих в учебные заведения, так и выпускников школ, студентов колледжей и вузов. Интерпретируя изменения, произошедшие с 2001-го по 2021-й в динамике основных потоков обучающихся, аналитики также изучили влияние факторов институциональной среды на образовательные стратегии (государственной политики в области образования, восприятия населением его ценности и доступности, изменений на рынке труда).
С 2014 года исследование фиксирует изменение предпочтений молодых людей 15-17 лет, поступающих на программы СПО (среднее профессиональное образование). До 2013 года включительно они выбирали профессии квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена примерно в равной пропорции. Затем второй вариант направления подготовки становится все более популярным, и к 2020 году показатели приема отличаются в три раза. В целом же, согласно статистическим данным, на фоне замедления темпов роста этой возрастной категории продолжается тенденция на ежегодное сокращение численности принятых на обучение по программам СПО. В 2021 году их стало меньше на 3% по отношению к 2020-му — 700 тысяч против 720 тысяч (в 2001 году этот показатель составлял 1,61 миллиона человек).
Проведение с 2006 года кампании по оптимизации сети высшего образования повлияло на интенсивность сокращения приема на очную форму обучения в бакалавриат и на специалитет, обусловленного уменьшением населения в возрасте 17-18 лет.

В итоге, если численность представителей этой возрастной когорты с 2001 года уменьшилось на 42% (с пяти с лишним до трех миллионов), то зачисленных в вузы очников стало меньше только на 20%. В 2001 году на очную форму обучения были приняты 740 тысяч бакалавров и специалистов, а в 2021 году — 590 тысяч. В то же время активнее, чем численность соответствующей возрастной группы (21-22 года), сокращалось количество поступивших на очно-заочные и заочные отделения вузов (40% против 54%). Причины эксперты видят в снижении доступности этих форм обучения после закрытия ряда университетов и филиалов.

Как констатируют авторы исследования, на показатели приема в магистратуру демография пока не влияла. Все произошедшие за 20 лет изменения были обусловлены введением Болонской системы (рост от 10 тысяч до 220 тысяч человек). Не повлияли демографические изменения и на показатели аспирантуры и докторантуры. С 2001 года объем приема кадров высшей квалификации снизился на 40%, а выпуска — на 46%. По мнению авторов исследования, это произошло вследствие реформирования аспирантуры, в результате которого она стала ступенью высшего образования. Усилилась образовательная составляющая ее программ, при этом число диссоветов к 2018 году сократилось на 30%. В 2000-х годах примерно каждый пятый аспирант выпускался кандидатом наук, а в 2021-м завершили обучение защитой научной работы всего 6% от общего числа выпускников. Недавно, как отмечают аналитики, начал меняться тренд на снижение приема в аспирантуру: в 2020 году количество поступивших выросло на 6% по сравнению с 2019-м, и этот уровень сохранился в 2021-м. С точки зрения экспертов, новые меры образовательной политики (введение предзащиты, отмена аккредитации программ и другие) могут оказывать положительное воздействие на изменение качества подготовки кадров высшей квалификации и их количества.

«Тем не менее учеба в аспирантуре все еще воспринимается в большей степени как социальный лифт и в меньшей как завершающий этап образовательной траектории на пути к научной карьере. Для адекватной оценки происходящих на данном уровне образования изменений необходимы дальнейшие наблюдения, особенно в свете продолжающегося реформирования этой сферы», — считают авторы исследования.

Свои коррективы в формирование образовательных потоков внесли пандемийные годы. Во второй половине 2010-х годов примерно 40% выпускников 9-х классов поступали на программы СПО, остальные продолжали обучение в школе. После ее окончания порядка 70% школьников шли в университеты, а образовательную траекторию в колледже продолжал каждый пятый. В 2020 году доля поступивших в вузы снизилась с 70% до 64%, а в 2021-м выросла до 68%. Но этот показатель заметно меньше, чем цифры приема в 2009-2014 годах. Тогда первокурсниками университетов становились 76-78% выпускников 11-х классов. Предположительно, в условиях пандемийных ограничений и падения семейных доходов в 2020 году не все школьники смогли хорошо подготовиться к поступлению в вузы, и в результате кто-то решил сделать это позднее, а кто-то выбрал колледж как более доступный вариант получения профессионального образования.

Исследование показывает, что непреходящая популярность высшего образования в нашем обществе поддерживается востребованностью обладателей дипломов вузов на рынке труда. Данные Росстата свидетельствуют о том, что в 2016-2020 годах и в 2021-м среди выпускников программ СПО по специальности работали 56% и 63% соответственно, тогда как среди выпускников университетов — 74%. Уровень удовлетворенности текущей работой выпускников со средним профессиональным образованием составил 85-86% против 90% у бакалавров и 92% у специалистов и магистров. Зависимость успешности карьеры от наличия вузовского диплома признают 52% работодателей. Согласно опросам, в 2020 году порядка 40% студентов колледжей намеревались продолжить образование в университете. Такой «отложенный» спрос на высшее образование становится все шире в последние годы. Одновременно, по словам аналитиков, среди выпускников 11-х классов растет интерес к получению среднего профессионального образования, преимущественно по программам подготовки специалистов среднего звена.

К исследованию авторы приложили составленные ими карты, иллюстрирующие структурные сдвиги в образовательной среде в рассматриваемый период. Там можно увидеть переход обучающихся со ступени на ступень образования в каждом отчетном году, а также их выход на рынок труда или возвращение в систему образования. По картам можно оценить популярность тех или иных видов программ среди молодежи, а представленные там данные позволяют увидеть структуру приема и выпуска на разных уровнях обучения, проследить изменения предпочтений молодых людей и так далее.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев