Разрыв потенциалов. Региональные вузы сдают позиции в национальном рейтинге

На X форуме «Будущее высшей школы» аналитики агентства «RAEX» представили результаты исследования, на основе которых они составляют ежегодные рейтинги, включая предметный и список 100 лучших вузов России (RAEX-100). Для получения статистических и репутационных показателей авторы обращаются к открытым источникам, а также применяют анкетирование и опросы. В 2022 году в них участвовали 206 университетов и более 85 тысяч респондентов. Филиалы, творческие, спортивные вузы и вузы силовых ведомств остались вне поля зрения экспертов «RAEX».

Один из главных выводов исследования: образовательный и научный потенциал столичных университетов растет быстрее, чем потенциал региональных. Впервые за 11 лет существования рейтинга RAEX-100 вузы обеих столиц и Московской области составили более половины его списка. В их числе 33 московских, шесть областных и 12 питерских. К примеру, у них выше средний балл ЕГЭ первокурсников-бюджетников (84,7 против 72,2 в вузах регионов) и в шесть раз больше зачисленных олимпиадников.

Похожая ситуация сложилась и в плане результативности научной деятельности. Так, за минувший год удельное количество индексируемых в Web of Science публикаций сотрудников в столичных университетах выросло на 6 %, а в региональных снизилось на 4 %. Показатель объема средств, привлеченных по программам дополнительного образования, уменьшился в вузах обеих групп. Однако в первой лишь на 6,5 %, тогда как во второй сразу на 17 %.

Исправить положение дел может, по мнению экспертов, программа «Приоритет-2030». В 2022 году в ее рамках предусмотрено выделение более 47 миллиардов рублей на поддержку развития научно-образовательного потенциала ее участников, в том числе и сотни с лишним университетов. Из них 65 вошли в рейтинг RAEX-100, составленный по итогам исследования, более половины (37) — региональные вузы. За 2021 год они обошли университеты Московского и Питерского регионов по таким показателям, как увеличение объема средств в расчете на одного студента (на 8,7 и 5,9 % соответственно) и рост числа бюджетных мест (на 14 и 7 % соответственно).

Еще один вывод касается числа иностранных студентов в вузах, включенных в рейтинг RAEX. Доля таких учащихся в общем контингенте постоянно росла на протяжении последних восьми лет ранжирования и в 2022 году достигла 12 %. Несмотря на международную ситуацию, резкого сокращения студентов-иностранцев аналитики не ожидают. Согласно статистике агентства, подавляющее большинство очников, приезжающих к нам учиться из-за границы, — это граждане дружественных государств (96 %).

Только 1 % из них прибывают из Северной Америки, Европы, Южной Кореи и т.д. По данным Минобрнауки, общее количество иностранных студентов в наших вузах в 2021 году составило 324 тысячи человек. По большей части это представители Казахстана (61 тысяча), Узбекистана (48,7 тысячи), Китая (32,6 тысячи), Туркменистана (30,6 тысячи), Таджикистана (23,1 тысячи), Индии (16,7 тысячи) и Египта (12,4 тысячи). Их прибытие к месту учебы осложнено нестабильностью международной обстановки, однако куда хуже складывается ситуация с зарубежными стажировками наших студентов. Авторы исследования ссылаются на сведения от представителей вузов, согласно которым иностранные университеты по большей части не прекращают, а «замораживают» отношения с нашими. В пример приводится НИУ «Высшая школа экономики»: с ним перестали сотрудничать пять партнеров, а около 100 предпочли приостановить работу в рамках совместных проектов.

Ожидается, что отношения с университетами дружественных стран будут развиваться более интенсивно, и число соответствующих соглашений уже растет. Есть вузы, которые изначально нацеливались на взаимодействие по программам двух дипломов только с партнерами из СНГ, и здесь в качестве примера аналитики указывают на Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

Опросы «RAEX» в ведущих вузах не говорят о заметном спаде публикационной активности российских ученых в журналах, индексируемых зарубежными наукометрическими системами. При этом ожидается снижение числа цитирований наших авторов, хотя, по отзывам многих респондентов, большинство их коллег-иностранцев демонстрируют приверженность принципу политического нейтралитета и сохраняют контакты с россиянами.

Одно из последствий закрытия доступа к базе данных Web of Science отечественным ученым — ограничение возможности получения информации о новейших исследованиях зарубежных коллег. В связи с этим остро стоит вопрос развития российских баз научных данных. Ректоров беспокоит риск снижения качества статей при переходе на национальные библиометрические параметры оценки, отсутствие эффективного «поисковика» по русскоязычным публикациям, а также ограниченность объема зарубежных в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU.

Между тем есть и другие, не менее важные мерки, с которыми эксперты подходят к оценке научной деятельности вузов из сотни RAEX, и исследование показало положительную динамику в нескольких направлениях этой работы. Так, на 9 % увеличился средний показатель объема средств, привлеченных на НИОКР, на 6 % (в среднем) выросла численность аспирантов в расчете на 100 студентов. Возросло и отношение количества защит кандидатских диссертаций к численности обучающихся, в среднем на 25 %. Исследователи отмечают, что на этот рост в определенной степени повлияла пандемия, из-за которой немалая часть защит в 2020 году была перенесена на 2021 год. А главные надежды на продолжение такой динамики в университетах связывают с увеличением финансирования научных изысканий в рамках программы «Приоритет-2030» и реформой аспирантуры, в результате которой появилась возможность более гибко строить там траектории обучения и уделять должное внимание оттачиванию исследовательских навыков молодых ученых.

Составители рейтинга RAEX-100 оценивают условия для получения качественного образования, уровень востребованности выпускников работодателями и научно-исследовательской деятельности вузов, применяя 43 индикатора. В 2022 году методика исследования не претерпела заметных изменений, за исключением расширения списка учитываемых студентов-олимпиадников за счет победителей соревнований «Я — профессионал». Список 100 лучших университетов страны возглавил МГУ, чьи показатели оказались наиболее высокими по всем трем интегральным критериям оценки. На втором месте — НИУ «Московский физико-технический институт», на третьем — СПбГУ. В общей сложности в этом топ-100 присутствуют вузы 31 региона Российской Федерации.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев