Прощай, профанация! В вузах станет больше истории

Решение о введении общего формата преподавания истории в непрофильных вузах было принято по итогам весеннего заседания Межведомственной комиссии по историческому просвещению и Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки РФ, который возглавляет руководитель министерства Валерий Фальков. Проект приказа о внесении изменений в содержание соответствующего ФГОС, в конце мая опубликованный на сайте министерства, сейчас проходит общественно-профессиональное обсуждение. Девять лет назад рабочая группа Российского исторического общества (РИО) под руководством академика РАН Александра Чубарьяна разработала историко-культурный стандарт для школ. Нечто подобное эксперты готовят сегодня и для высшего образования. О сути новой концепции преподавания истории в вузах на площадке МИА «Россия сегодня» рассказал председатель правления РИО Константин Могилевский. Он отметил, что речь идет об уточнении объема и формата подготовки по этой дисциплине, а также содержании программ.

Чтобы выпускник любого университета знал о ключевых событиях из жизни своей страны и ее роли в контексте мировой истории, нужно не только отвести больше времени для изучения этого предмета, но и сделать занятия более продуктивными.

«Сегодня вузы сами определяют, какую долю работы по освоению исторического знания студенты должны проводить самостоятельно, а какую — в контакте с преподавателем. В итоге нередко там, где историю считают непрофильным предметом, она попадает в число первых кандидатов на самостоятельное изучение, и на практике в некоторых университетах мы сталкиваемся с профанацией ее преподавания. В новой концепции для очной формы обучения предусмотрено минимум 80% контактной работы, для заочной — минимум 40%, — сказал Константин Могилевский. Сейчас, по его данным, на курс истории в непрофильных вузах отводят не более 72 часов (две зачетных единицы). Обновленный стандарт предусматривает как минимум удвоение этого времени».

При формировании рабочей группы для выработки основных подходов к решению поставленных задач РИО в первую очередь обратилось в свои отделения в регионах. Сегодня их насчитывается 56, они или действуют на базе университетов или включают их представителей в свой состав (преподавателей, деканов истфаков).

«Мы опираемся на профессионалов, академические институты, крупные вузы и общественные организации, движемся, отталкиваясь от реалий на местах. Работа идет в тесном контакте с людьми «на земле». Надеюсь, таким образом удастся избежать принятия решений без учета местных особенностей», — заметил Константин Могилевский.

С сожалением констатировал наличие тенденции на свертывание исторического образования во многих вузах Александр Чубарьян.

«Исторические факультеты сливались с другими, и понятие «история» исчезало из наименования. Например, при слиянии политологического и исторического оставалось только название первого. Думаю, наш совет должен заняться этим вопросом», — отметил академик.

Он подчеркнул, что решение проблемы преподавания истории имеет важное общественное значение и в связи большим интересом к прошлому страны. Необходимо, по мнению Александра Чубарьяна, следить также за качеством этого направления обучения в профильных университетах и на исторических факультетах. Ежегодные встречи с деканами и заведующими кафедрами, по его словам, показывают, что преподавателям нужна поддержка в плане осведомленности по некоторым проблемам теории и методологии истории, в частности, соответствующие пособия, отражающие современные научные подходы.

«В рамках деятельности рабочей группы мы подготовим предложения и по мировой истории, — добавил академик. — Считаю, что основные сведения должны войти в перечень, рекомендуемый для преподавателей. В том числе складывание колониальных империй, их развитие и борьба против колониализма, а также комплекс проблем, связанных с отношением к России в мире, эволюция представлений о ней, бытовавших на протяжении веков. Третья тема — Вторая мировая война и вклад нашей страны в общую победу».

Ссылаясь на опыт преподавания предмета в средней школе, Александр Чубарьян обратил внимание на то, что только в нашей стране мировую историю начинают изучать раньше, чем отечественную, — с пятого класса. Разработанная Институтом всеобщей истории РАН новая концепция преподавания истории школьникам нацелена на преодоление европоцентризма. Изучение событий, происходивших на европейском континенте, разумеется, остается, но знания школьников об Азии, Африке, Латинской Америке необходимо существенно расширять.

«Эта тенденция, как мне кажется, должна затронуть и преподавании мировой истории в высшей школе. Важно уделять внимание таким ее основным моментам, как, например, колонизация американского континента. Студенты должны знать и о роли России в борьбе с Наполеоном, и об организации мира после победы над ним (Венский конгресс). Думаю, достижение этой цели не составит большого труда», — полагает Александр Чубарьян.

Необходимо, по его мнению, привлечь деканов истфаков и заведующих профильными кафедрами к обсуждению всех новых проектов, а в конце года провести совещание с представителями профильных вузов и обсудить содержание программ. Отдельного внимания требуют также подготовка учебных пособий по истории и создание системы переподготовки преподавателей истории для непрофильных университетов.

«Министерство должно предусмотреть специальные средства для систематического повышения квалификации. Не только в центре, но и в регионах. Считаю, что это немаловажная часть той работы, которая начинается в области исторического образования», — заключил академик.

По мнению Константина Могилевского, преподаватели университетов могли бы использовать практику регулярного проведения съездов Ассоциацией учителей истории и обществознания. На таких площадках можно совместно искать ответы на вопросы, связанные с ожидаемыми сложностями при реализации вузами новой концепции. Решения об увеличении объема преподавательской работы со студентами принимаются на фоне, с одной стороны, «съеживания» исторических факультетов и кафедр, с другой — появления новых. При этом, как заметил председатель правления РИО, во многих местах штатная численность ППС оптимизирована в плохом смысле слова. В то же время нехватка кадров не должна стать оправданием увеличения аудиторных потоков или расширения одновременного числа участников семинаров.
Спикеры пообещали, что новая концепция, работа над которой идет на базе Института российской истории РАН, будет подготовлена к концу лета, после чего начнется ее широкое общественное и профессиональное обсуждение.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Иллюстрация: russiancouncil.ru

Нет комментариев