Проба на ошибки. Стартуют испытания новой модели аккредитации вузов

С 1 марта 2022 года вступили в силу новые правила аккредитации образовательной деятельности вузов. Как рассказал на онлайн-конференции в МИА «Россия сегодня» руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, это пилотная модель оценки, а ее апробация состоится в текущем году, до первого аккредитационного мониторинга университетов, который пройдет в 2023-м. За это время должны быть устранены возможные упущения и ошибки.

«Мы оценим все вузы, посмотрим, как эти показатели дают общую картину. Участвовать будут эксперты, представители отраслей и ассоциации вузов», — сообщил спикер.

Он также отметил, что новые правила — продукт коллективной межведомственной работы, а не только специалистов Рособрнадзора. Ей предшествовало широкое обсуждение в сообществе. Отказаться от устаревшей модели аккредитации, процедуры которой требовали подготовки большого объема бумажной документации и отвлечения профессорско-преподавательского состава от решения своих основных задач, сегодня позволяет достаточный объем открытой информации. При аккредитации будут учитывать только измеряемые показатели, уже наличествующие в соответствующих базах и на университетских сайтах, и это — одна из ключевых новаций в подходе к оценке вузов.

Модель аккредитационной оценки была еще 7-8 лет назад признана в образовательном сообществе устаревшей. Восемь новых критериев, пришедших на смену требованиям ФГОС, отобраны в процессе нескольких дискуссий с участием представителей не менее 50 вузов, подведомственных как Минобрнауки, так и Минкульту, Минтрансу и другим отраслевым министерствам, а также коммерческих университетов. В итоге обсуждения отпало все наименее важное, и был определен следующий набор показателей: средний балл ЕГЭ поступающих бюджетников; доля успешно завершивших обучение; наличие внутренней системы оценки качества обучения; доля выпускников, выполнивших обязательства по договорам о целевом обучении; доля выпускников, трудоустроившихся в течение года после окончания вуза; наличие электронно-информационной образовательной среды; доля научно-педагогических работников; доля педагогов-практиков. Как пообещал Анзор Музаев, этот список может быть скорректирован с учетом актуальности показателей и объективности полученных оценок. При необходимости требования могут быть как смягчены, так и ужесточены.

Аккредитоваться теперь разрешено не только по укрупненным группам специальностей, но и отдельно по направлениям подготовки. Еще одной серьезной новацией стала бессрочность аккредитации. С 1 марта сроки ее действия отменяются и для всех ранее аккредитованных программ (с актуальными на данный момент документами). Впредь подтверждать свои достижения в этом плане университетам предстоит в рамках всеобщего (для всех уровней образования) мониторинга. Он будет проводиться в удаленном формате один раз в три года. В ходе контрольно-надзорных мероприятий предполагается уделять особое внимание остаточным знаниям студентов, при этом предусматривается использование оценочных материалов самих вузов по каждой программе.

«По нашему мнению, это значительно снизит уровень бюрократизма, коррупции. Снимутся вопросы к процедурам и ситуации, которая вынуждает преподавателей отвлекаться от подготовки специалистов на подготовку к аккредитации», — полагает Анзор Музаев.

Он подчеркнул, что информация на вузовских сайтах обязательно должна быть подтверждена электронной подписью ректора, поскольку руководитель университета несет прямую ответственность за ее объективность. Глава Рособрнадзора также пояснил, что в случае отказа в аккредитации вуз может подать заявку на ее прохождение еще раз через определенное время. Попадание в так называемую «красную зону» по результатам оценки в большей степени грозит университетским филиалам с небольшим числом студентов, и ректоры зачастую сами принимают решение о ликвидации таких структур, сказал спикер. Авторы новых правил, добавил он, не ставили задачу по дальнейшему сокращению сети вузов: «Главное, чтобы они соответствовали базовому минимуму требований».

Между тем ректор НИУ «Высшая школа экономики» Никита Анисимов заметил, что выполнение этого минимума университеты не должны рассматривать как ориентир для своей работы, нужно стремиться к большему. В быстро меняющихся условиях сложно прогнозировать потребность экономики в тех или иных специалистах, поэтому вузам логично ориентироваться на повышение качества подготовки, считает он.

«Как эксперт хочу сказать: фактически эти показатели задают направление развития университета, а информационная открытость ведет к объективности принятия решений, то есть к максимально значимым результатам. Избыточных требований нет. Для тех, кто в зоне риска, немедленное прекращение аккредитации не предусмотрено. Будет анализироваться каждый случай, при сбое в работе правил систему можно настроить», — заверил ректор.

Ректор Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П.Павлова Роман Калинин также одобрительно высказался о предложенном наборе критериев оценки. По его мнению, они вполне выполнимы, но расслабляться коллегам ректор не советует: мониторинг автоматически будет показывать Рособрнадзору динамику развития вуза. Роман Калинин отметил, что проект новой модели аккредитации — это, несомненно, шаг вперед. Он не вызывает серьезных споров в сообществе, воспринимается достаточно позитивно. А насколько новый подход эффективен, покажет апробация.

Отвечая на вопрос журналистов, Анзор Музаев сообщил о предложении Рособрнадзора Правительству РФ предоставить детям из ДНР и ЛНР право поступления в российские вузы без сдачи ЕГЭ. Опыт реализации такой инициативы есть: в 2014 году крымские абитуриенты получили возможность сдавать экзамены непосредственно в приемных комиссиях университетов республики и других регионов России, имея лишь аттестаты об окончании школ. Кроме того, федеральное агентство готово организовать пункты проведения ЕГЭ в приграничных с ЛНР и ДНР субъектах Российской Федерации.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев